Инженерные системы и сети в строительстве

Что такое фгос дошкольного образования? образовательные программы для доу. Сущность основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения Структура образовательной программы доу по фгос схема



Структура и содержание образовательной программы ДОУ

  • Новые подходы к управлению в системе дошкольного образования вызывают изменение спектра функций, принципов, методов и приемов управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений. Эти изменения объективны и вызваны следующими основными факторами:


основные факторы:

  • становление рыночных отношений, в том числе и в социальной сфере, и, как следствие, конкуренцией образовательных учреждений;

  • становление альтернативной системы сопровождения детей дошкольного возраста в форме гувернерства и частных образовательных учреждений;


основные факторы:

  • отход от единой программы в области дошкольного воспитания и наличием веера учебных программ, пособий, дидактических материалов;

  • недостаточность нормативного финансирования дошкольных образовательных учреждений;

  • возможностями для привлечения в учреждения внебюджетных финансовых средств;


основные факторы:

  • заинтересованность родителей как основных социальных заказчиков в продуктивной деятельности конкретного образовательного учреждения;

  • стремление общественности влиять на воспитательно-образовательный процесс в учреждении и др.


  • Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошкольного образовательного учреждения по разработке и реализации своей основной общеобразовательной программы (ООП)


  • Основная общеобразовательная программа (ООП) является обязательным нормативным документом, разрабатываемым и реализуемым, согласно п. 5, ст. 14 Закона РФ «Об образовании», «каждым образовательным учреждением самостоятельно»


  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования"


  • ООП дошкольного образовательного учреждения является одним из основных нормативных документов, регламентирующих его жизнедеятельность.

  • Она наряду с Уставом служит основой для аккредитации, изменения бюджетного финансирования, организации платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей (законных представителей).


Основная общеобразовательная программа дошкольного образовательного учреждения -

  • нормативно-управленческий документ, обосновывающий выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса в каждом конкретном дошкольном образовательном учреждении


  • ООП ДОУ рассматривается как модель организации образовательного процесса ориентированного на личность воспитанника и учитывающая вид дошкольного образовательного учреждения, а также приоритетные направления деятельности


ООП и Устав

  • Устав - это правовой документ, своеобразная конституция образовательного учреждения. Он определяет особенности функционирования всего образовательного учреждения в целом.

  • ООП определяет содержание воспитательно-образовательного процесса, подробно стандартизируя его компоненты


ООП и образовательные стандарты

  • Временные стандарты дошкольного образования определяют обязательную часть дошкольного образования и требования к уровню усвоения этого содержания.

  • Средством реализации стандарта является комбинация основных и парциальных программ, разрабатываемая каждым образовательным учреждением индивидуально и зафиксированная в ООП


ООП и программа развития

    Программа развития является разновидностью целевых программ. В отличие от ООП она не является обязательным нормативным документом для образовательного учреждения и направлена прежде всего на решение наиболее актуальных проблем всего образовательного учреждения в целом, затрагивая при этом все стороны его жизнедеятельности: хозяйственную, нормативно-правовую, материально-техническую и др.

  • ООП направлена на реализацию целей воспитания, развития и обучения детей, то есть на успешную реализацию и развитие непосредственно педагогической составляющей образовательного учреждения


ООП и концепция образовательного учреждения

  • Концепция - это составная, необходимая часть программы развития. Она представляет собой систему ценностей и норм, которые избирает для себя педагогический коллектив образовательного учреждения и которым он намерен пользоваться в своей профессиональной деятельности.

  • ООП выступает в этом случае как комплексное условие реализации концепции.


ООП и программа экспериментальной работы

    Если ДОУ является экспериментальной площадкой какого-либо уровня, то оно совместно с научным руководителем разрабатывает программу эксперимента, включающую в себя обоснование проблемы, гипотезу исследования, определение объекта и предмета работы, теоретический анализ основных понятий, а также методическую часть. Она направлена на определение эффективности тех или иных нововведений.

  • ООП в данном случае является одним из вариантов организационного оформления экспериментальной работы


ООП и процедуры государственной аккредитации

    Если в результате планового развития образовательное учреждение хочет изменить свой статус, тогда на основе разработанной и реализуемой общеобразовательной программы, в которой должен быть уже указан искомый статус (тип и вид), оно, в соответствии с утвержденным порядком, проходит процедуру государственной аккредитации и в последующем по ее результатам получает тот или иной статус.

  • В этом случае образовательная программа дошкольного образовательного учреждения является основой и основанием для качественного и успешного прохождения обозначенной процедуры.


  • Таким образом, процесс разработки и реализации ООП можно рассматривать в качестве процесса согласования государственных образовательных стандартов, социального заказа конкретному образовательному учреждению и его педагогических возможностей



П.4 ст.7 ФЗ «Об образовании»

Под «структурой основных образовательных программ» понимается соотношение и объем их частей, а также соотношение обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Рекомендуемая структура ООП дошкольного образовательного учреждения

  • Обязательная часть Программы

  • Вторая часть (вариативная) Программы, формируемая участниками образовательного процесса

  • Приложения к Программе.


Анализ действующих (комплексных) программ

  • Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой (версия 2005 года).

  • Радуга : Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева и др.; Науч. рук. Т.Н. Доронова.

  • Детство : Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович,

  • Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Л.А. Парамоновой.


Выводы

1) «цементирующей» основой содержания дошкольного образования в условиях его вариативности являются 4 направления, соответствующие основным линиям развития ребенка:
  • - познавательно-речевое;

  • - физическое;

  • - социально-личностное;

  • - художественно-эстетическое.


Выводы

2) «наполненность» каждого из вышеперечисленных направлений в анализируемых программах неоднородна в количественном и качественном отношении;

3) в настоящее время отсутствует единая точка зрения на то, каким должно быть содержание дошкольного образования, чтобы обеспечить достижение выпускником детского сада уровня физической и психологической готовности к школе для успешного освоения основных общеобразовательных программ начального общего образования;


4) объем образовательной нагрузки по основным направлениям развития детей в действующих программах распределен достаточно неравноценно:
  • 1 место - познавательно-речевое развитие (от 40 до 47% занятий);

  • 2 место – художественно-эстетическое развитие (от 20 до 40%);

  • 3 место – физическое развитие (19-20%).

  • 4 место – социально-личностное развитие (от 0 до 13%).


Выводы

5) в рамках вышеназванных основных направлений (социально-личностного, физического, познавательно-речевого, художественно-эстетического) объем образовательной нагрузки по различным видам деятельности детей (игровой, речевой, продуктивной и т.д.) представлен также неравноценно, с нарушением принципов возрастного подхода к образованию детей дошкольного возраста и требований СанПиН.




«Интеграция содержания дошкольного образования»

состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.

Рекомендации по разработке содержания разделов ООП

«Обязательная часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

часть основной общеобразовательной программы, которая должна быть реализована в любом образовательном учреждении (группе), реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе. В группах компенсирующей и комбинированной направленности включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.




  • пояснительная записка;

  • организация режима пребывания детей в образовательном учреждении;

  • содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;


Обязательная часть Программы должна содержать следующие разделы:

  • содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья);

  • планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

  • система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.


Вторая часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, должна отражать:

  • 1)видовое разнообразие учреждений,

  • наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях,


«Часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемая участниками образовательного процесса»

это часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемая участниками образовательного процесса дополнительно к обязательной части, и отражающая: 1) видовое разнообразие учреждений (групп), наличие приоритетных направлений деятельности (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья); 2) специфику социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий, в которых осуществляется образовательный процесс.



  • Каждое дошкольное образовательное учреждение располагает своими индивидуальными, свойственными только ему средствами реализации своего предназначения.

  • Именно их и необходимо обозначить.


Общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы, которая должна быть реализована в любом образовательном учреждении (группе), кроме групп компенсирующей и комбинированной направленности,

рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на:
  • непосредственно образовательную деятельность;

  • образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

  • взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования


Примерный общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования


В объем обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования не входит время, отведенное на:
  • совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода;

  • дневной сон (в группах полного, сокращенного, продленного дня и круглосуточного пребывания).



Оптимальным является равнодолевое соотношение объемов обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования по основным направлениям развития детей, таким, как физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое (примерно по 25% от суммарного объема).


Общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, которая должна быть реализована в группах компенсирующей и комбинированной направленности,

включает время, отведенное на:
  • непосредственно образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

  • образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, осуществляемую в ходе режимных моментов;

  • самостоятельную деятельность детей;

  • взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья


Примерный общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья


  • дополнительно 5-6% к непосредственно образовательной деятельности детей и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, обязательной части основной общеобразовательной программы, если учреждение по результатам государственной аккредитации имеет одно приоритетное направление деятельности;

  • дополнительно 11-12%, если учреждение по результатам государственной аккредитации имеет два приоритетных направления деятельности;



Примерный общий объем части, формируемой участниками образовательного процесса

  • дополнительно 17-18%, если учреждение по результатам государственной аккредитации имеет три приоритетных направления деятельности;

  • дополнительно 24-25%, если у учреждения по результатам государственной аккредитации все направления деятельности – приоритетные.



«Совместная деятельность взрослого и детей» -

деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации работы с воспитанниками.


«Самостоятельная деятельность детей» -

1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).




Основная общеобразовательная программа дошкольного образования

должна:

  • Обеспечивать охрану и укрепление здоровья детей, их всестороннее (физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное) развитие через организацию различных видов детской деятельности и самодеятельности, ведущей из которых является игра.



  • Способствовать достижению ребенком уровня развития, обеспечивающего его психологическую и физическую готовность к школе, создавать равные условия для воспитания, развития и обучения детей независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.

  • Соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.



  • Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»).

  • Формировать такие качества, знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.


  • Основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. Программные темы должны быть доступны детям и вызывать положительное эмоциональное отношение, необходимое для возникновения у них соответствующей мотивации в образовательном процессе.

  • Строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми в виде игр, бесед, чтения, наблюдений и др. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игра, которая в образовательном процессе задается взрослым.



Пояснительная записка

Цель и задачи воспитательно-образовательного процесса

  • Цель:

- создание комплексной системы по физическому воспитанию и оздоровлению детей.
  • Задачи:

Обеспечить рациональную организацию двигательной деятельности детей; - создать условия для оздоровительных режимов детей; - усилить внимание к формированию правильной осанки; - способствовать формированию здорового образа жизни у детей в постоянном взаимодействии с семьей.


  • 1. Комплексной программой дошкольного образования «Радуга» (библиографическое описание документа по ГОСТу).

  • 2. Парциальными программами:

- «Наш дом - природа» (Н.Рыжова); - «Старт» (Л.Яковлева, Р.Родина) и др.

Парциальные программы должны быть выбраны с целью «усиления» каких-либо наименее разработанных разделов комплексной программы.

  • 3. Коррекционной программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4-го вида (для детей с нарушением зрения) под ред. Л.И. Плаксиной.


  • 4. Научно-методическими материалами, обосновывающими содержание коррекционной работы в детском саду, например:

- А.В. Гришвина, Е.Я. Пузыревская, Е.В. Сочеванова. «Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития»; - Н.Д. Шматко. «Дети с отклонениями в развитии» и т.п.

1. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении

  • Гибкий режим деятельности в зависимости от социального заказа родителей, наличия специалистов, педагогов, медицинских работников, подходы к развитию и воспитанию дошкольников, к организации всех видов детской деятельности


  • Графики взаимодействия педагогов, специалистов и воспитателей;

  • Модель образовательного процесса с использованием разнообразных форм и с учетом времени года и возрастных психофизиологических возможностей детей, взаимосвязи планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду


  • - Систему закаливающих мероприятий;

  • - Систему физкультурно-оздоровительных мероприятий


2. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей


3.Содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья

  • включает деятельность по коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

  • В этот раздел также включается подборка программ и технологий, используемых в ДОУ в соответствии с направлением коррекции


4. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Промежуточная оценка

  • (один раз в полугодие или один раз в год) – это описание динамики формирования интегративных качеств воспитанников каждой возрастной группы по освоению ими Программы по всем направлениям развития детей;

  • - это результаты мониторинга


Итоговая оценка

  • проводится при выпуске ребенка из детского сада в школу и включает описание интегративных качеств выпускника ДОУ.

  • Проводится ежегодно в подготовительной к школе группе.

  • Портрет выпускника может быть составлен педагогическим коллективом ДОУ с учетом нормативных документов


5. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы

  • Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.


  • В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества


  • Планируется время на проведение психолого-педагогической диагностики результатов освоения Программы: 5-7 дней в сентябре и мае.



Особенности организации воспитательно-образовательного процесса

  • В разделе описываются особенности организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, которые обеспечивают достижение им запланированных результатов совместной деятельности, например:


    В режиме работы дошкольного образовательного учреждения; - в ведущих формах проведения занятий; - в организации предметно-развивающей среды; - в подборе кадров; - в особенностях организации и проведения различных мероприятий; - в установлении социального партнерства; - во взаимодействии с семьей; - в традициях дошкольного образовательного учреждения и др.


  • Желательно выделить те особенности воспитательно-образовательного процесса детского сада, которые отличают его от других дошкольных образовательных учреждений.

  • Например, организация работы групп раздельно для мальчиков и девочек; кратковременного пребывания и т.п.


  • Рекомендуется также отметить дополнительные образовательные услуги, предоставляемые учреждением как в рамках бюджетного финансирования, так и на платной основе, которые усиливают выбранное детским садом приоритетное направление деятельности.



Приложения к ООП

  • - состав рабочей группы по разработке ОП; - план работы рабочей группы; - экспертное заключение на ОП; - протокол педагогического совета об утверждении ОП; - приказ по ДОУ о реализации ОП с указанием ответственных за те или иные направления; - план реализации образовательной программы ДОУ; - диагностические методики («инструмент») к разделу 6;


Приложения к ООП

    Глоссарий основных терминов, используемых членами педагогического коллектива внутри образовательного учреждения; - результаты диагностик реализации образовательной программы; - аналитические материалы, обосновывающие содержание разделов образовательной программы; - аналитические материалы, обосновывающие необходимость внесения изменений и дополнений в разделы образовательной программы.


  • Корнилова Марина Владимировна,

Образовательная программа МДОУ № 5 «Дубок» станицы Архангельской

Раздел 1. Пояснительная записка…………………………………….

1.1.Актуальность………………………………………………………..

1.2.Описание «модели выпускника»………………………………….

1.3.Цели и задачи образовательной программы……………………...

Раздел 2. Образовательные программы и их методическое обеспечение…………………………………………………………….

2.1.Выбор программ и педагогических технологий, их комплексирование и методическое обеспечение…………………….

2.2.Выстраивание целостного педагогического процесса…………..

Раздел 3. Организация воспитательно-образовательного процесса ДОУ……………………………………………………………………..

3.1.Проектирование и планирование текущей педагогической деятельности……………………………………………………………

Раздел 4.Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения программ………………………………………

Раздел 5. Условия реализации образовательной программы……….

Структура образовательной программы доу

Основные положения Раздел 1. Пояснительная записка 1.1.Актуальность: -Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей -Социальный заказ, образовательные потребности родителей -Предназначение ДОУ, основные средства реализации -Приоритетные направления деятельности -Особенности образовательного процесса (национально- культурные, демографические, климатические) -Принципы и подходы к формированию программы 1.2.Описание «модели выпускника» 1.3.Цели и задачи образовательной программы Раздел 2. Образовательные программы и их методическое обеспечение 2.1.Выбор программ и педагогических технологий, их комплексирование и методическое обеспечение. 2.2.Выстраивание целостного педагогического процесса.

Раздел 3. Организация воспитательно-образовательного процесса ДОУ. 3.1.Проектирование и планирование текущей педагогической деятельности. 3.2.Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей

Раздел 4.Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения программ

Раздел 5. Условия реализации образовательной программы.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1.1.Образовательная программа МДОУ № 5 «Дубок» ст. Архангельской разработана в соответствии с п.5 ст.14, п.1 ст.9 Закона Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о ДОУ и федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

1.2. Образовательная программа МДОУ № 5 «Дубок» ст. Архангельской разработана на основе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.

1.3. Образовательная программа МДОУ № 5 «Дубок» ст. Архангельской – документ, определяющий специфику организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, содержание образования, формы организации деятельности детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей.

1.4. Образовательная программа МДОУ № 5 «Дубок» ст. Архангельской обеспечивает построение целостного педагогического процесса, включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-нравственному, художественно-эстетическому, познавательно-речевому.

1.5. Образовательная программа МДОУ № 5 «Дубок» ст. Архангельской охватывает все основные моменты жизнедеятельности детей дошкольного возраста.

Основная общеобразовательная программа- это нормативно- управленческий документ дошкольного учреждения, характеризующий специфику содержания образования, особенности организации воспитательно-образовательного процесса, характер оказываемых образовательных и медицинских услуг

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основная образовательная программа дошкольного образования

В связи с последними реформами образования в России, дошкольное учреждение теперь обязано иметь свою основную образовательную программу, которая разрабатывается, утверждается и реализуется в образовательном учреждении.

Основная общеобразовательная программа- это нормативно- управленческий документ дошкольного учреждения, характеризующий специфику содержания образования, особенности организации воспитательно-образовательного процесса, характер оказываемых образовательных и медицинских услуг.

Ее необходимо реализовывать в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, далее ФГОС ДО, а так же с учетом соответствующей примерной основной образовательной программы дошкольного образования.

Программа должна показать:

  • как с учетом конкретных условий, создается в дошкольном образовательном учреждении любого вида собственная нетрадиционная модель организации обучения, воспитания и развития дошкольников
  • какие педагогические технологии обучения применяются в работе с детьми
  • как учитываются их индивидуальные особенности, интересы и возможности
  • как повышается мотивация образовательной деятельности воспитанников дошкольного учреждения

В соответствии с ФГОС О, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 года №1155 Зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013 года, регистрационный номер 30 384, основная образовательная программа дошкольного образования состоит из двух частей:

  1. Обязательная часть (не менее 60%). Комплексная программа=примерная основная образовательная программа.

Данная часть программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях:

  • социально-коммуникативное развитие
  • познавательное развитие
  • речевое развитие
  • художественно- эстетическое развитие
  • физическое развитие
  1. Часть формируемая участниками образовательных отношений (не более 40%) парциальные программы.

Здесь должны быть представлены выбранные или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одном или нескольких образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках (далее парциальные образовательные программы), методики и формы организации образовательной работы.

Здесь важно помнить, что при 12 часовой работе дошкольного учреждения, 2 часа отведено на сон, поэтому на 100 % , в которых реализуется программа, остается 10 часов пребывания детей в дошкольном учреждении.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ:

Программа включает три основных раздела:

  • Целевой
  • Содержательный
  • Организационный

В каждом из них отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

  1. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку с целями и задачами программы, принципами и подходами к формированию программы, значимые для разработки программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста. Так же отражаются планируемые результаты освоения программы (конкретизируют требования ФГОС ДО к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса)
  1. Содержательный раздел (общее содержание программы, обеспечивающее полноценное развитие детей )- описание образовательной деятельности в соответствие с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой. Должны быть представлены: особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик, способы и направления поддержки детской инициативы, особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников, иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы
  1. Организационный раздел Программы включает в себя: описание материально-технического обеспечения программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания, распорядок и режим дня, особенности традиционных событий, праздников, мероприятий, особенности организации развивающей предметно- пространственной среды

Программа строится на основании следующих принципов:

  1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка
  2. Принцип научно обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования)
  3. Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей. Интеграция должна проходить на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы, по средствам организации и оптимизации образовательного процесса, а так же интеграция видов детской деятельности
  4. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса

После утверждения Программы, необходимо выложить на сайт краткую презентацию для родителей воспитанников для ознакомления


Каждая дошкольная образовательная организация обязана поменять структуру своей основной образовательной Программы в соответствии с ФГОС (ООП ДОУ по ФГОС). В Стандарте обязательно обращаем внимание на то, чего не было в ФГТ. Структура Программы включает в себя три раздела: целевой, содержательный и организационный.

  1. Целевой раздел ООП ДОУ по ФГОС

В ООП ДОУ должна быть пояснительная записка и планируемая результативность с опорой на по ФГОС. В пояснительной записке излагается, какие возрастные группы, контингент детей, по каким программам вы реализуете содержание и т.д. Новое в целевом разделе - это описание или разработка планируемых результатов, где необходимо отразить те результаты, которые вы будете представлять в конце учебного года как общественный о результатах своей организации.

  1. Содержательный раздел ООП ДОУ по ФГОС

Содержательный раздел не вызовет у педагогов особых трудностей, потому что он есть в каждом детском саду, но здесь должно быть описание по пяти направлениям с учетом примерных Программ и методических пособий: описание образовательной деятельности; возрастных особенностей; методических пособий, которые вы используете; форм способов, методов и средств, которые используются педагогическим процессом; коррекция, которая осуществляется в детском саду (если есть такое направление работы); а также особенности организации образовательной деятельности в разных видах детской деятельности или в культурных практиках, которые существуют во многих детских садах.

Если в ФГТ выделяли десять образовательных областей, то в Стандарте более обобщенно прозвучали эти образовательные области или направления:

  1. социально-коммуникативное развитие
  2. познавательное развитие
  3. речевое развитие (обратите внимание: по настоянию науки было разведено два этих направления - познавательное и речевое развитие)
  4. художественно-эстетическое развитие
  5. физическое развитие.

Т.о., в ФГОС не десять, а пять направлений или образовательных областей.

В ФГОС описаны характеристики или краткое содержание каждого из пяти направлений, которые должны быть обязательны, как минимум войти в примерную Программу детского сада. Эти 5 направлений определяют тот минимум содержания, который обязана выполнить каждая дошкольная организация, реализующая ту или иную примерную Программу.

В ФГТ был опущен очень важный раздел возрастных особенностей детей. В Стандарте описано, что конкретное содержание пяти образовательных областей зависит прежде всего от возраста детей. ООП ДОУ по ФГОС можно реализовывать в различных видах деятельности, но для каждого возраста эти виды выделяются обособленно. Здесь идут подзаголовки. Например, в младенческом возрасте от 2-х месяцев до года: непосредственное эмоциональное общение со взрослым, манипулирование с предметами, познавательно-исследовательская деятельность, восприятие музыки, детских песен, стихов, двигательная активность и тактильные двигательные игры. Для детей раннего возраста от 1 года до 3-х лет вы тоже найдете в ФГОС содержательную часть.

Для детей от 3-х до 8-ми лет уже обозначаются виды детской деятельности, и они тоже несколько откорректированы. В ФГТ было 8 видов: 1) игровая, 2) коммуникативная, 3) познавательно-исследовательская, 4) чтение, 5) трудовая, 6) продуктивная, 7) музыкально-художественная и 8) двигательная.

В Стандарте их уже девять:

  1. игровая,
  2. коммуникативная,
  3. познавательно-исследовательская,
  4. восприятие художественной литературы и фольклора,
  5. самообслуживание и элементарный бытовой труд,
  6. конструкторская,
  7. изобразительная,
  8. музыкальная,
  9. двигательная.

Изменились:

  • чтение - отсутствует, но, как вид деятельности стало «восприятие художественной литературы и фольклора» (мы, практики, именно так и понимали этот вид деятельности, но теперь формулировка просто изменилась на более правильную по отношению к этому разделу);
  • в отдельные виды деятельности выделены конструкторская и изобразительная деятельность - то, чего не было в ФГТ;
  • разъединены музыкальная и изобразительная деятельности.

Это важная составляющая Стандарта.

Важным моментом в содержательной части ООП ДОУ по ФГОС являются способы поддержки детской инициативы: что у вас для этого в детском саду есть, какие формы используются.

Раздел взаимодействия с семьей - это основная часть, но в этой содержательной части может быть выделена и часть, формируемая участниками педпроцесса - и тогда вы выбираете любую парциальную Программу под направления деятельности своего детского сада и учитываете специфику национальных, социокультурных условий, коррекционное или инклюзивное образование.

Использование примерных программ для ООП ДОУ по ФГОС

1) В системе дошкольного образования существуют уже много примерных программ, на которые ориентируются воспитатели: «Истоки», «Детство», «От рождения до школы», «Радуга», «Цветные ладошки» и т.д. Все время появляются новые программы: например, «Счастливый ребенок», «Диалог», «2100», «2000», а также много парциальных программ. Министерство образования, получив от авторов ООП ДОУ, проводит экспертизу на соответствие их не ФГТ, а на соответствие ФГОС.

2) Затем они включаются в реестр (другими словами - список) примерных программ, на которые можно ориентироваться. Этот реестр будет постоянно пополняться для того, чтобы педагоги могли ими воспользоваться. Во многих детских садах работают хорошие профессионалы, знающие свое дело, но они не обеспечены научным потенциалом (а их большинство в России). В таких организациях педагоги не могут сами написать содержательную сторону образовательной программы - они возьмут их из примерных программ.

  1. Организационный раздел ООП ДОУ по ФГОС

Организационный раздел включает в себя:

  • описание материально-технического, кадрового и методического обеспечения педпроцесса, средств обучения;
  • сюда же входит режим работы дошкольного учреждения, особенности традиционных событий, праздников, мероприятий, каникул (есть рекомендации, как на весь год выстроить модель организации педпроцесса по месяцам с включением этих особенностей);
  • особенности развития предметно-пространственных сред, которые в обязательном порядке должны быть описаны в примерных программах, разработанных авторами - может быть просто ссылка на эти программы.

Дополнительный раздел ООП ДОУ по ФГОС - краткая презентация образовательной программы, рассчитанная на родителей. Это новое дополнение в организационном разделе образовательной программы.
В этой презентации должны быть указаны:

  • возраст и иные характеристики детей, которых вы обслуживаете или принимаете в свою организацию.
  • примерные Программы, которые вы используете;
  • характеристика взаимодействия педагогического коллектива с родителями.

В структуре ООП ДОУ по ФГОС две части - обязательная часть и формируемая участниками педпроцесса. Рассматривая «примерные и парциальные программы», нужно помнить, что в Федеральном стандарте несколько изменено соотношение частей. Если в ФГТ это было 80/20%: 80% - обязательная часть выполнения и 20% отводилось на приоритетные направления, которые формулировались участниками педагогического процесса конкретного учреждения, то в ФГОС это соотношение составляет 60/40%. Педагогам очень трудно определить и высчитать точно это соотношение, но в Министерстве образования представлены методические рекомендации по этому вопросу.

Образовательная Программа каждого детского сада или дошкольной организации определяет содержание и, самое главное, описание моделей педагогического процесса.

Анастасия Арсланова
Алгоритм написания основной образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

Алгоритм написания основной образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО .

«Основная образовательная программа дошкольного образования » - программа , разрабатываемая, утверждаемая и реализуемая в дошкольном образовательном учреждении :

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

С учетом соответствующей примерной основной образовательной программы дошкольного образования

Основная общеобразовательная программа

Это нормативно-управленческий документ дошкольного учреждения, характеризующий специфику содержания образования , особенности организации воспитательно-образовательного процесса , характер оказываемых образовательных

и медицинских услуг

Программа должна учитывать :

Конкретные условия, которые создаются в дошкольном образовательном учреждении любого вида собственная нетрадиционная модель организации обучения, воспитания и развития дошкольников

Индивидуальные особенности, интересы и возможности детей

Педагогические технологии обучения, которые применяются в работе с детьми

Мотивацию образовательной деятельности воспитанников дошкольного учреждения

Структура Программы

2.11. Программа включает три основных раздела :

Целевой

Организационный

В каждом из них отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений

Целевой раздел программы

Пояснительная записка (цели и задачи программы принципы и подходы к формированию программы значимые для разработки программы характеристики , в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста)

программы

Программа строится на основании следующих принципов

1. Принцип развивающего образования , в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.

2. Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования ).

3. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса (Объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы» ; Виды «тем» : «организующие моменты» , «тематические недели» , «события» , «реализация проектов» , «сезонные явления в природе» , «праздники» , «традиции» ; Тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей)

4. Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей . Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей , обеспечивающее целостность образовательного процесса

Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста (может быть сделана ссылка на программу )

Планируемые результаты освоения программы конкретизируют требования ФГОС ДО к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

Физическое развитие

Социально-коммуникативное развитие (развитие игровой деятельности детей, трудовое воспитание, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, патриотическое воспитание детей)

Познавательное развитии (ФЭМП, Ознакомление с социальным миром, с природой, с родным краем)

Речевое развитие

Художественно - эстетическое развитие

Алгоритм описания каждого направления

Принципы и подходы

Описание вариативной части в данном направлении (если они есть)

Принципы и подходы

Формы организации по возрастам и направлениям (в совместной, режиме, в самостоятельной деятельности, с семьями)

Организационный раздел образовательной программы

Описание материально-технического обеспечения Программы ,

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания,

Распорядок и /или режим дня, особенности традиционных событий, праздников, мероприятий,

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Краткая презентация программы (ориентирована на родителей и доступна для ознакомления)

Используемые примерные программы ;

Характеристика взаимодействия педколлектива с семьями детей.

Публикации по теме:

«Разработка содержания воспитательно-образовательной работы с дошкольниками в соответствии с ФГОС до» Тема недели: «Загадочный мир космос» подготовительная группа Итоговое мероприятие: «Музыкально-спортивный праздник «Если очень захотеть,.

Материал для мониторинга образовательного процесса и освоения основной образовательной Программы дошкольной организации. Материал для мониторинга образовательного процесса и освоения основной образовательной Программы дошкольной организации. Диагностические.

Материалы тематического контроля «Освоение педагогами основной образовательной программы ДОУ» Негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 106 ОАО «РЖД» ПРИКАЗ 21.10.2014г. № 218 г. Мичуринск О проведении.

Опыт работы «Партнёрство с семьёй по реализации основной образовательной программы дошкольного образования» В современных условиях развития системы образования в России, очевидно, что одним из факторов повышения качества дошкольного образования.



Похожие публикации