Инженерные системы и сети в строительстве

Кто такой автор графических романов. Смотреть что такое "Графическая новелла" в других словарях

В последнее время на отечественных просторах можно все чаще увидеть красиво оформленные книжки с картинками. К уже привычной супергеройской тематике такие вещицы имеют весьма опосредованное отношение, хотя и представляют один и тот же жанр литературы и графики. Как вы уже догадались, речь идет о графических романах. К графическому роману можно отнести многие произведения, ведь определение жанра очень размытое. Но главное, что их объединяет это: шикарная или цепляющая рисовка, острые темы и малое количество авторов, чаще всего один. В этой подборке представлены наиболее интересные, нашумевшие и у нас, и за рубежом, романы разных лет, которые нельзя пропустить.

1. «Город Грехов» Фрэнк Миллер

Открывает наш топ легендарный Фрэнк Миллер и его нуарная история, знакомая многим по со звездным составом на борту. Роберт Родригез, работая над фильмом, особенно бережно перенес на экраны лаконичный стиль и ограниченную цветовую палитру детища Миллера, чем немало порадовал поклонников. Перу и карандашу этого автора принадлежат не менее известная и так же экранизированная история про 300 спартанцев.

Опасный и циничный Бейсин Сити, так же известный как Город Грехов, откроется вам с первых страниц во всей своей мрачной красоте. Герои цикла будут стараться выжить в нем, но город расставляет свои ловушки, в которые нельзя не угодить. Продажные женщины, грязные политики, безжалостные преступники, отчаянные копы – все это и намного больше ждет вас во вселенной Фрэнка Миллера.

2. «Скотт Пилигрим и его прекрасная маленькая жизнь» Брайан Ли О"Мэлли

Если вы не являетесь поклонником мрачных историй и непростых персонажей, то откройте для себя мир комиксов со Скотом Пилигримом. Причем перед чтением и рассматриванием этой истории в бумаге, можно посмотреть фильм, который вышел еще в 2010 году. Несмотря на некоторые отступления от оригинала, фильм вполне хорошо отражает происходящее на страницах и передает дух истории.

Главный герой – это 23-летний парнишка, который не особо любит работать и активничать. Он увлекается видеоиграми, играет на басу в группе и проживает на квартире у своего друга нетрадиционной ориентации. Но однажды в городе он замечает девушку Рамону и влюбляется в нее. И для того, чтобы быть с ней, Скотту необходимо победить ее семерых супербывших.

3. «Бойцовский клуб 2» Чак Паланик, Кэмерон Стюарт

Если имя Тайлер Дерден для вас не пустой звук, то вы наверняка знакомы с историей «Проекта Разгром». Но если предыдущее предложение показалось вам полной ерундой, срочно идите смотреть «Бойцовский клуб», а лучше читайте легендарную книжку Паланика. В этом комиксе вы найдете продолжение истории, и хоть оно не принадлежит непосредственно автору, дух и атмосфера клуба здесь выдержана очень достоверно.

В нарисованной истории сюжет развернется 10 лет спустя. Себастьян женился на любви всей своей жизни Марле, у них есть сын и небезызвестные группы поддержки у жены. Жизнь скучна и однообразна, и брак вполне закономерно трещит по швам. Марла решается на отчаянный поступок и выпускает на волю Тайлера. И будьте уверены, добром он не отплатит Себастьяну за свое долгое заточение.

4. «Танкистка» Джейми Хьюлетт, Алан Мартин

Культовый комикс, который вышел в далеком 1988 году и разорвал шаблон всему поколению восьмидесятых и девяностых. Не так давно комикс качественно перевели и переиздали для российской аудитории, что не может не радовать. Джейми Хьюлетт придумал и нарисовал не только Танкистку, его авторству принадлежат все образы и клипы группы Gorillaz.

С первых страниц комикса на вас подует ветром бунтарства и противостояния системе. Главная героиня ездит на танке, пьет все что горит, одевается как хочет и спит с кем хочет. Она яркий собирательный образ панков тех лет, но в то же время Танкистка выглядит свежо и современно для сегодняшнего читателя. Готовьтесь к черному юмору и тотальному сумасшествию!

5. «Блэксэд» Хуан Диаc Каналес, Хуанхо Гуарнидо

Великолепный графический роман, тонко выдержанный в жанре неонуар, был издан в 2000 году во Франции, но разошелся далеко за ее пределы. Великолепный стиль рисовки сочетающийся с динамичным сюжетом и непростыми темами принес авторам славу, признание и ворох наград.

Жизнь полна остросюжетных поворотов, неожиданных заданий и судьбоносных встреч. Он будет расследовать самые опасные и сложные преступления, регулярно вступая в конфронтации с продажными политиками и нечистыми на руку копами. Его город скрывает грязные тайны и только хватит смелости, чтобы вытащить истину на поверхность и воздать преступникам по заслугам.

6. «Трансметрополитен» Уоррен Эллис, Дэрик Робертсон

Если фраза «У нас было 2 пакета травы, 75 таблеток мескалина, 5 упаковок кислоты…» отзывается у вас приятным чувством в груди, а термин «гонзо-журналистика» вызывает яркие ассоциации, то обратите внимание на этот комикс для взрослых. Особенно он вам понравится, если вы поклонник жанра киберпанк, но и для фанатов Хантера Томпсона будет что почитать.

Спайдер Иерусалим обладает скверным характером, вредными привычками и дурной славой. Но помимо этого он обаятельный гонзо-журналист, который посвятил себя войне с политиканами и прогнившей системой антиутопичного города будущего. Черный юмор, неконтролируемый сарказм и только для взрослых!

7. «Хранители» Алан Мур, Дэйв Гиббонс

Комикс всех времен и народов, который всколыхнул общественность навсегда останется в рядах лучшей литературы. Творение Алана Мура входит в школьную программу в штатах, абсолютный бестселлер на всех популярных торговых онлайн площадках и собиратель огромного количества наград.

Альтернативная Америка восьмидесятых годов. Супергерои дискредитированы и не являются спасителями человечества, а ведут размеренную жизнь обычных граждан. В собственной квартире убит бывший супергерой, и это наводит на мысль одного из персонажей, что приведен в действие некий зловещий план. Он пытается предупредить других особенных людей, после чего события развиваются с бешеной скоростью и непредсказуемыми происшествиями.

8. «V – значит вендетта» Алан Мур, Дэвид Ллойд

Еще одно творение Мура, которое легло в основу одноименного фильма и подарило поклонникам узнаваемую маску Гая Фокса – анонимного борца с системой. Наград, как предыдущий комикс, эта история не собрала, зато навсегда ушла в народ: протестующий революционеры любят скрывать свое лицо под маской Анонимуса.

В повествовании изображается альтернативная Англия, в которой господствует тоталитаризм. Оппозиции в стране нет, свободы мысли и передвижения тоже нет, есть только правящая верхушка, решающая за всех. Но появляется смельчак с фарфоровой маской на лице, готовый бороться с системой и желающий вернуть людям их право на собственную жизнь.

9. «Сказки» Билл Уиллингхэм

В оригинале этот цикл носит название «Fables» и он выходил каждый месяц в период с 2002 по 2015 год. Выпусков в нем ни много ни мало, целых 150 штук! Но проект не просуществовал бы так долго, если бы не был горячо любим публикой. Цикл особенно придется по душе тем, кто питает нежные чувства к детским сказкам и их смелым переосмыслениям.

Автор объединил все героев известных сказок в рамках одного района Сказкитаун, который располагается где-то в Нью-Йорке. Сказочные персонажи работают и живут обычной жизнью, но с ними случаются и разные неприятные ситуации. Сестру Беллы Снежки убили, и по следам преступников идет Серый Волк по имени Бигби. Раскроет ли он преступление и как скажется это на всех обитателях сказочного мира?

10. «Шараз-де» Серджо Топпи

Увлекались ли вы в детстве сказками тысячи и одной ночи? Манили ли вас тогда тайны жаркого Востока? Если ваши ответы положительны, то вам нужно обязательно ознакомиться с этим графическим романом. Итальянец Серджо Топпи оригинально переосмыслил великий памятник литературы и заключил под обложку книги мастерские рисунки и богатый материал.

За основу сюжета взята та же история: девушка вынуждена спасать свою жизнь от не ведающего жалости царя. Для этого она рассказывает ему одиннадцать сказок, которые наполнены сложными вопросами о жизни и предназначении человека. Удивительная графика сплетается с глубокими историями, и выводит это самобытное произведение далеко за пределы своего жанра.

graphic novel ), англиц. графическая новелла - один из форматов комиксов . Представляет собой объёмный роман , в котором сюжет передаётся через рисунок, а текст играет вспомогательную роль. Термин часто используется авторами комиксов, чтобы отделить своё творчество от комиксов малого формата, издаваемых периодически.

По содержанию такие произведения обращены чаще всего к взрослой аудитории и накладывают ограничения по возрасту к аудитории (англ. adult content ). Графические романы отличаются от традиционных комиксов и манги не только сюжетом и качеством прорисовки, но также внешним видом и ценой. Издаются обычно в твёрдом переплёте на качественной бумаге, стандарт 46-48 страниц (бывают расхождения в бо́льшую сторону). Также отличием графического романа является то, что зачастую альбом создаёт один человек, максимум трое: сценарист-автор, художник и художник-колорист.

Основа графических романов

Графический роман в Европе

Графический роман в США

Длинное графическое произведение. Ориентировано на более взрослую аудиторию и также отличаются качественным сюжетом и прорисовкой. В США в отличие от Европы некоторые графические романы по объёму не превышают размер комиксов и издаются под мягкой обложкой. Очень популярно издание графических романов по вымышленным вселенным (Звёздные войны , Чужие), а также адаптация популярных фантастических романов (Хроники Амбера , Хоббит , Легенда о Дриззте).

Графический роман в России

В России жанр графического романа всё ещё находится на этапе зарождения. Причины тому, как принято считать [кем? ] , - предрассудки по поводу рисованных историй вследствие относительного позднего входа в общую культуру (во времена СССР рисованные истории считались примитивной забавой с Запада) и отсутствие какого-либо финансирования (на гонорары издательств нельзя жить, нет ни одной стимулирующей премии). Всего их было издано не более десятка. В России также проводятся фестивали

Думаете, что комиксы - это исключительно детское развлечение? Вы глубоко ошибаетесь. Биографии, художественные романы и философские теории в графическом изложении. Скучно не будет!

Стэн Ли - легендарный создатель Человека-паука, Железного человека, Тора и многих других супергероев. В своей книге он собрал все известные ему секреты создания комиксов. От себя добавим - не только секреты. Ли рассказывает об истории комикса, пропуская ее через личную историю знакомства с этим видом искусства, и вспоминает о работе над разными героями.

Мы не обещаем, что это издание научит читателей искусству рисования графических историй. Но гарантируем, что познакомиться с нашей книгой будет интересно не только любителям комиксов.



Перед вами история пяти поколений одной семьи киборгов, созданная продюсером, режиссером и писателем Алехандро Ходоровски и иллюстрированная знаменитым художником Хуаном Хименесом.

Мрачная драма развивается на фоне причудливого мира, в котором живут разные цивилизации людей и роботов. По масштабности проект «Метабароны» часто сравнивают с мыльной оперой, по глубине трагедии и причудливости сюжета - со скандинавскими сагами.



Знаменитый роман Филипа К. Дика в графическом исполнении. Теперь история Рика Декарда «ожила» благодаря работе иллюстраторов, и она куда более приближена к литературному оригиналу, чем фильм Ридли Скотта «Бегущий по лезвию».



Порой мутанты и супергерои сами нуждаются в поддержке правительства. Для этого во вселенной Marvel существует целая организация «Щ. И. Т.», созданная для борьбы с преступностью. Среди ее агентов в разное время были Халк, Человек-паук и Сокол.

Этот том рассказывает историю борьбы организации с магическими террористами, ради чего представители «Щ. И. Т.» атакуют особняк самого Доктора Стрэнджа! Будет ли Верховный маг Земли мстить или, напротив, поможет изрядно потрепанной команде спасти планету от безмолвной эпидемии?



Графическая биография в стиле нуар, к который Франц Кафка сам дал повод. В своих дневниках писатель не раз планировал собственную смерть, придумывая все более и более изощренные способы. Эти-то записи, а также реальные истории из жизни, и легли в основу нашей книги.

Роман написан так, чтобы пролить свет на странные, замысловатые и пугающие образы в произведениях знаменитого абсурдиста.



Гамбит - один из самых странных персонажей в команде «Людей Икс». Герой-вор, хорошо управляющий своей силой, он постоянно попадает в неприятные и опасные ситуации, но чаще всего выходит сухим из воды. Удастся ли ему это, когда он сам окажется в лапах воровской банды?



Графический роман, созданный по мотивам одного из самых популярных сериалов последних лет. Все те же герои - воины отряда Рагнара Лодброка, все тот же исторический пейзаж, но события фильма и книги не повторяют, а дополняют друг друга. Смотрите, читайте, наслаждайтесь!



Фрида Кало - одна из известнейших художниц прошлого столетия, чьи красочные и экспрессивные автопортреты легко узнаются. Но много ли нам известно о ней самой? Доверьте этому комиксу рассказ о всех трудностях и испытаниях, которые пришлось пережить мексиканской художнице. Автомобильная авария, полиомиелит, брак с Диего Риверой - все это вы найдете на страницах графической биографии.



Как заинтересовать трудами Фридриха Ницше не только студентов философского факультета, но и «простых смертных»? Ответ на этот вопрос нашли преподаватель Университетского колледжа в Лондоне Лоренс Гейн и Пьеро - графический дизайнер, чьи работы дважды попадали в список «Лучшей графической иллюстрации». Результатом работы этого странного тандема стала книга «Ницше в комиксах. Биография, идеи, труды». Здесь вы найдете все, что хотели узнать о знаменитом философе, но боялись спросить. А сотни рисунков сделают ваш процесс познания по-настоящему увлекательным.



Уже больше века роман Брэма Стокера остается одним из самых популярных триллеров в литературе. Его сюжет повторяется во многих других книгах, а также в фильмах и видеоиграх. Кажется, что придумать необычную вариацию произведения Стокера невозможно, но создателям этого графического романа все же удалось удивить своих читателей. «Дракула» не только расскажет о борьбе Джонатана Харкера и Ван Хелсинга против графа-вампира, но и покажет героев такими, какими их видят современные художники.

В материалах, посвященных рисованным историям, часто встречается термин «графический роман». Мы задумались: где проходит граница между комиксом и графическим романом? Отличаются ли они или между терминами можно поставить знак равенства? Чтобы ответить на эти вопросы, мы немного углубились в историю графических романов.

Появление термина

Впервые термин «графический роман» (graphic novel) прозвучал в 1964 году в одном из американских эссе, посвященных комиксам. Но популярность он приобрел на несколько лет позже - когда появился на обложке «Контракта с Богом» Уилла Айснера в 1978 году.

В то время американская комиксная культура была представлена в основном супергеройскими историями. «Контракт с Богом» имел с ними мало общего: это была выстраданная, личная, любовно исполненная коллекция историй заурядных людей, основанная на культурном и жизненном опыте автора. Четыре отдельных рассказа, объединенных общим местом действия, выступающим в роли отдельного персонажа - арендным домом № 55 на Дропси-авеню.

Разворот из книги «Контракт с Богом»

Вот как описал роман художник и комиксист Скотт Макклауд: «Набросочная, но выверенная графика „Контракта с Богом“ будто впитала дух восхищавших линогравюрных романов первой половины XX века. Карикатурность стиля, близкие к оперной по экспрессивности жестикуляция и мимика соседствовали с неоднозначностью характеров. Ландшафты и интерьеры оставляли четкое ощущение их реальности, пропущенной сквозь цепкую и твердую память, но ностальгический флер не затенял разыгрывавшуюся посреди них человеческую драму, казавшуюся новой и современной».

«Контракт с Богом» был намного сложнее по структуре и замыслу. Айснеру нужна была поддержка серьезных книжных издателей, но никто не хотел выпускать комикс в таком виде. Чтобы опубликовать книгу, он назвал её «графическим романом».


Разворот из книги «Контракт с Богом»

После «Контракта с Богом»

Успех «Контракта с Богом» привел к тому, что термин стал применяться к другим рисованным историям. В 1982 году издательство Marvel запустило отдельную серию «графических романов». А после коммерческого успеха «Мауса» Арта Шпигельмана, «Хранителей» Алана Мура и «Возвращения Темного Рыцаря» Френка Миллера термин стали использовать повсеместно.


Разворот из графического романа «Маус». -

Что такое «графический роман»

Сегодня термин «графический роман» не имеет строгого определения. Обычно его применяют к рисованным историям с единой сюжетной линией, изданным как целостное произведение, не серийно. В американском словаре Merriam-Webster говорится: «графический роман - это вымышленная история, которая представлена в формате комиксов и опубликована как книга». Иногда графическими романами называют и сборники комиксов, изначально выходивших в виде журналов.

Авторы рисованных историй по-прежнему прибегают к этому термину, чтобы показать, что перед читателем более серьезное произведение, чем классический комикс - веселые картинки о «парнях в трико». Иногда термин указывает на длину истории: как правило, графические романы более объемны, чем отдельные выпуски.

Тем не менее, понятия , «графический роман» и «рисованная история» остаются очень близкими по смыслу и часто взаимозаменяемыми. В конце концов, не столь важно, как названа книга, которая у вас в руках. Важно, чтобы это была действительно интересная история.

Когда появились комиксы? Собственно, едва человечество научилось высекать картинки камнями на стенах скал и пещер. Рассказы об охоте - это первые графические новеллы, а в египетских многоярусных фресках можно найти даже "баллоны" с текстом, признак современного комикса. Сегодня комикс - одно из самых спорных явлений. Для некоторых - целое искусство, а для некоторых - детские "веселые картинки".Во Франции художник-комиксист получает ежемесячную зарплату и ездит с турами по стране после выхода каждого нового графического романа, а в России пока еще только набирают обороты проекты, связанные с выходом графических новелл. Тем не менее, очевидно, что "истории в картинках" - это текст универсальный. Не просто фразы, сопровождающиеся иллюстрациями, не совсем картинки с подписями, а что-то единое. Графический роман дарит совокупное впечатление от работы художника (а иногда нескольких), сценариста, автора…Словами "графический роман" (синоним - "графическая новелла") описывают и собранные под одной обложкой комиксы, и цельные истории, и "комикс-адаптации" художественных книг, и книги, в которых вовсе нет ни единого слова. Термин "графический роман" используется, чтобы отделить полноценные книги, обладающие целостным сюжетом, высокой художественной ценностью, а также - чаще всего - предназначенные для взрослой аудитории, от детских и подростковых комиксов, представляющих собой короткие еженедельные выпуски.Впрочем, объем и возрастное ограничение не всегда являются показателем графического романа. В американской традиции, например, и графические романы часто выходят в тонких выпусках под мягкой обложкой (именно такова судьба нашумевших "Хранителей"). Комиксы бельгийского художника Эрже "Приключения Тинтина" или прекрасный "Малыш Немо" Винзора МакКея, пусть и ориентированы на детей, вполне заслуживают называться "графическими новеллами". Таким образом, единый сюжет и проработанный, стильный рисунок - более справедливые, хотя и размытые показатели. Неотъемлемый признак европейского графического романа - оригинальный, неповторимый авторский рисунок. Основополагающим для восприятия графического романа, безусловно, является изображение. Как бы ни был важен сюжет или текст, главную эмоциональную нагрузку несет рисунок. Сценарий лишь особым образом играет в сочетании с работой художника. Именно графика создает атмосферу, благодаря ей, в первую очередь, создается впечатление о персонажах, она отвечает за то, как читатель воспримет ту или иную сцену.Настоящие гуру графических романов - бельгийцы и французы. В этих странах комикс считается одним из видов искусства и поддерживается на государственном уровне. Выставки, посвященные комиксам, коллекционеры, собирающие самые редкие издания… И огромное количество интересных, самобытных художников-комиксистов.Давид Б., Энки Билал, Рене Госсини, Ромен Гюго, Жак Тарди, Оливье Ледруа, - одни из многих авторов "bande dessinеe" (так французы называют свои "рисованные истории"). Как правило, в европейской традиции графический роман создается одним человеком, от сценария и текста до художественного исполнения. Неотъемлемый его признак - оригинальный, неповторимый авторский рисунок.Один из образцов такого авторского рисунка - графический роман "Кот раввина" Жоанна Сфара. По комиксу самим автором был снят мультфильм, в 2011 году получивший премию "Сезар", а также номинированный на "Оскар".Действие его происходит в Магрибе в начале XX века. Главный герой - кот, который съел говорящего попугая и сам научился разговаривать. Он влюблен в хозяйку, мечтает о бар-мицве и беседует с раввином о Торе, порой заставляя его впадать в отчаяние. Есть и много других героев: русский художник-мечтатель, мудрый арабский шейх и эксцентричный миллиардер, ищущие мистический утопический город - "африканский Иерусалим"…Это история ироническая (с некоторой - кошачьей - точки зрения, это взгляд Сфара на свою собственную национальную принадлежность) и добрая. В ней интеллектуальный юмор и самая что ни на есть гуманистическая мысль о дружбе между разными народами сочетаются с выразительным рисунком. Сфар предпочитает нечеткую линию и динамичность, не прорабатывая фон настолько, насколько персонажей. Иногда достаточно нескольких линий, а то и вовсе одного цветового пятна, чтобы очертить место действия. На первом плане остаются эмоции персонажей. Сфар выбирает теплые, не слишком яркие цвета, а вдобавок рукописный шрифт придает истории налет сказочной байки.Австралийский художник и писатель Шон Тан - мастер смешивать сюрреалистический рисунок с реалистическим. Его графические романы получили множество международных наград. Кроме всего прочего, он умеет рассказывать истории только за счет изобразительного искусства. В его книге "Прибытие" текста нет вовсе - все, что мы узнаем из этой книги, мы читаем по изображениям. Эта фантасмагорическая сказка полна символических метаморфоз и восхитительной детализации. Путешествие из Старого Света (маленьких тесных кадров и угрожающих теней) в Новый (где вместо такси все пользуются воздушными шарами, а газеты печатаются на неизвестном языке) ошеломляет героя. Чтобы общаться с жителями Нового Света, он рисует - так же, как рисует автор, и это больше, чем метафора иммиграции. Язык и невозможность отказа от него - философская проблема, о которой написаны диссертации. Шон Тан рассказывает о существовании без языка с помощью рисунка.Другой его графический роман, "Ничья вещь", текст содержит, но его значение по-прежнему второстепенное. История, рассказанная Таном, носит характер притчи благодаря не только абстрактному сюжету, но и графике комикса. Здесь сюрреализм превалирует над другими стилями, и мы постоянно перемещаемся из круга знакомых и понятных предметов и мест в футуристическое нагромождение труб и шестеренок. То угловатый, то расплывающийся мир окружает главного героя, которого зовут Шон. Однажды Шон, собирая крышечки от бутылок, находит ничью вещь. Ничья вещь - это… действительно вещь. Красная и большая, она похожа и на живое существо, и на невероятную машину. Шон чувствует, что она находится "не на своем месте" и начинает поиски: он хочет отвести ее туда, где каждой ничьей вещи находится "свое место". В притче Тана такое место существует. Легкий и карикатурный стиль графики позволяет сосредоточиться в первую очередь на мыслях и событиях, происходящих во внутреннем мире главного героя. Совсем другое направление в графических новеллах - немного неряшливый, торопливый рисунок, который отодвигает на второй план многозначное прочтение и создает ощущение исповеди, личного искреннего дневника. Это, например, графические новеллы немецкого художника Маркуса Мавила "Давай останемся друзьями" и "История моей группы". Это простые жизненные истории - о дружбе, о любви, о попытках наладить отношения с девушками, об игре в музыкальной группе. В них есть место и щемящему отчаянию, и беспощадному смеху. Коротко говоря, это истории, в которых взрослеющий подросток легко может узнать себя.Комикс канадского художника Филиппа Жирара "Овраги. Девять дней в Санкт-Петербурге" рассказывает о поездке самого Жирара и его друга, комиксиста Джимми Болье, в Санкт-Петербург на первый (теперь он стал ежегодным) комикс-фестиваль "Бумфест". Это история туристической поездки (прогулка по набережной Невы и питерским барам, потеря паспорта…), погружения в чужую культуру - и одновременно отражение внутренней рефлексии. Герой, недавно потерявший друга, постоянно видит его призрак на улицах Петербурга и пытается преодолеть эту трагедию. Улицы города, ясные и четкие, перпендикулярные и параллельные, вдруг сплетаются в тугой лабиринт, как сплетаются мысли и переживания героя.Легкий и карикатурный стиль графики позволяет сосредоточиться в первую очередь на мыслях и событиях, происходящих во внутреннем мире главного героя. Несмотря на кажущуюся непроработанность фона, житель Петербурга непременно узнает на маленьких схематических кадрах уголки родного города, а порой слишком простые лица и фигурки людей подчеркивают искренность. Автор делится сокровенными переживаниями, а не стремится создать графический шедевр. В оригинальном издании комикса и текст написан почерком Жирара. Специально для русского издания почерк был адаптирован под кириллицу. Создание особенного шрифта для конкретного графического романа - дело обычное, ведь шрифт в данном случае порой не менее важен для восприятия, чем рисунок. Один из признаков американского графического романа - очень часто над одной книгой работает группа людей. Многие графические романы, вышедшие в Америке, отличаются энергичным гиперреалистическим рисунком (от "Тунды" Фрэнка Фразетты до "Дня М" Оливье Койпела). Еще один из признаков американского графического романа - очень часто над одной книгой работает группа людей."Хранители" Дэйва Гиббонса и Алана Мура - единственный графический роман, появившийся в списке бестселлеров "The New York Times". В "Хранителях" сочетаются детализированный динамичный рисунок, постмодернистские герои и держащий в напряжении сценарий. Это образец сотворчества сценариста и художника, в котором оба участника выступают на равных правах. Алан Мур не продумывал ни внешность, ни характерные особенности поведения героев, все визуальное наполнение, чрезвычайно важное для передачи характеров и атмосферы "Хранителей", принадлежит Дэйву Гиббонсу.Этот роман не только разоблачает концепцию супергероев и остро ставит проблему власти и американской пропаганды - в него вплетено множество аллюзий и отсылок. Роман словно бросает в грязь и безжалостно растаптывает все представления о добрых героях и обреченных злодеях. Мстители в смешной, почти клоунской одежде пытаются бороться с беззаконием и несправедливостью, но сами они - люди, иногда слабые и всегда смертные. Они сходят с ума или спиваются, потому что не в силах справиться с невероятной ответственностью. Даже сверхъестественные способности, приобретаемые одним из героев, не помогают справиться с угрозой ядерной войны. Мрачная атмосфера альтернативных 1980-х заставляет холодок пробегать по спине: мир захлебывается в сильнейшем социальном кризисе, несмотря на все попытки его очистить, и невозможно избежать жертв и чудесным образом спасти всех.Не меньшую известность приобрел графический роман, сценарий которого также принадлежит Алану Муру, "V - значит Вендетта". Созданный раньше "Хранителей", он также показывает альтернативную реальность - тоталитарную Англию в мире, лежащем в руинах после ядерной войны. Концлагеря для больных и вольнодумцев - и жесткая дисциплина, насаждаемая абсолютной властью. Вместе с художником Дэвидом Ллойдом Мур рассказывает о герое, который воплощает собой идею. У него нет лица - но есть маска, он мстит жестокому правительству и выступает за идею свободы. Он - революционер и террорист, и осознает это. Самоирония так же свойственна этому герою, как и сопровождающая его карнавальная феерия. Но способно ли привести к чему-то светлому и хорошему противостояние анархиста-романтика и громадной фашистской машины? Строгий "газетный" стиль рисунка придает истории оттенок хроники реальных событий. Множество сюжетных линий и персонажей описывают мир в полной мере, игра слов и литературные отсылки сопровождают каждую новую главу, а идея оказывается бессмертной. Неизвестно, правильной или неправильной, но бессмертной. Рисунок может придавать тексту особую силу, точно передавать целую палитру эмоций, которые сложно выразить словами. Графический роман - одна из лучших площадок для художественных экспериментов. Можно экспериментировать во всем: в стиле, в цвете, в самой подаче материала.Один из самых известных графических романов о черной стороне жизни - цикл "Город Грехов" Фрэнка Миллера. Графические новеллы, скорее даже притчи, в которых контрастный рисунок и цветовая гамма (желтый цвет вмешивается в черно-белое повествование далеко не сразу) воздействуют на читателя не меньше, чем содержание. Рисунок "Города Грехов" подвижен - то кадры полны проработанных деталей, то - схематических намеков на человеческие фигуры.Притчи связаны между собой сквозными персонажами и местом действия - Бэйсин-Сити, который в просторечии превращается в Sin City, "Город Грехов". Это мир, в котором правит порок. Однако даже несмотря на это, в героях порой пробуждается человечность: давно запрятанная доброта, любовь и самопожертвование. К счастливому финалу, правда, такое пробуждение не приводит.Другой пример графических экспериментов - автобиографические книги чешского иллюстратора Петра Сиса. Они наглядно показывают, как уместно авторский стиль рисунка может дополнять дневники и воспоминания, придавать тексту особую силу, точно передавать целую палитру эмоций, которые сложно выразить словами. "Стена" рассказывает о детстве художника до падения Берлинской стены. В этой книге находится место игре с черно-белой графикой и насыщенными красками. Гротескная жизнь "по эту сторону" и цветная, яркая - "по другую" подчеркивает авторское отношение к Холодной войне. "Тибет" же создан на основе записей отца о путешествии по "крыше мира". Это своего рода дневник, но центральное место в рассказе занимают сказочно-детализированные иллюстрации, превращающие чтение в настоящее волшебное путешествие.Вокруг графических романов постоянно возникают споры. Наиболее частый повод для сомнений: можно ли передать в комиксе внутренний мир героев или рассказать о серьезных душевных переживаниях? А ведь возможности графического романа ничем не ограничены. Каждый волен выбрать по своему желанию, что он хочет увидеть: невероятные приключения, нарисованные ярко и сочно, или философскую притчу, в которой можно часами разглядывать каждый разворот, или историю чьей-то жизни, превращенную в комикс легкими и небрежными движениями. Что еще можно рассказать "в картинках"? Об этом - в нашем следующем обзоре.



Похожие публикации