Инженерные системы и сети в строительстве

Кто такой банши. Банши - интересные факты

В одном городе люди убивали себя тем, что бились головой об стенку. Это заинтересовало Винчестеров, и те отправились расследовать это загадочное дело. Как оказалось, люди умирали не от того, что наносили себе увечья, а от сильного и разящего крика. Главные герои понимают, что имеют дело с банши. Большим злом, которое убивает жертв голосом, а потом съедает их мозг. Сэм и Дин начинают рассматривать потенциальных жертв.

Известно, что банши приходят только к тем людям, которые достаточно сильно больны. Поэтому на очереди стает Милдред, ведь у нее проблемы с сердцем. Достаточно легкая добыча. Вопреки тому, что существо должно было прийти за жизнью женщины, главной целью стал Дин. Его уши буквально лопались от такого мощного крика. Но Сэм с Эйлин умудряются подчинить монстра. Затем Эйлин берет в руки нож и убивает чудище.

Пока Винчестеры разбирается со всеми там мистическими монстрам, Люцифер в теле Кастиэля сидит возле водоема и кормит птичек. Его достаточно быстро замечают другие ангелы. Они понимают, что это Люцифер, поэтому намереваются атаковать. Но тот их останавливает, говоря, что не имеет намерений в сражении. Затем он говори, что для победы над Амарой он им нужен. Иначе она их всех уничтожит.

Смотрите онлайн 11 серию 11 сезона сериала Сверхъестественное на русском языке в хорошем качестве. В нашем онлайн кинотеатре доступен просмотр с мобильных устройств и планшетов на платформах iOS, Android и Windows Phone

Персонажи ирландских поверий и легенд, восходящих к древней кельтской культуре, уникальны и не имеют аналогов у других народов. В их числе — баньши — дух-покровитель ирландской семьи. Порой в ночной тиши над полями и холмами зеленой страны раздается зловещий вой, поражающий смертным ужасом сердца услышавших его. Это баньши оповещает о близкой смерти одного из жителей округи.

Баньши — существо уникальное, загадочное и неоднозначное в своих проявлениях. Нет единого мнения о том, что оно собой представляет. Но все согласны с тем, что баньши совершенно точно относится к женскому роду. Об этом свидетельствует и само ее родовое имя. Баньши -от ирландского bean sidhe — «женщина из сидхов».

Легенды рассказывают, что в незапамятные времена, когда земля была совсем юной и не существовало границ между мирами людей и богов, на зеленых просторах Ирландии жило могучее племя богини Дану. Этот народ — Туата Де Дананн — был искусен в ремеслах и науках, творил великие чудеса, владея магией друидов. Но однажды из-за моря прибыли Сыны Миля — предки нынешних ирландцев — и победили людей Дану.

Часть побежденных была вынуждена уплыть за Западное Море в Иной Мир, что зовется еще Равниной Счастья, Землей Вечной Юности или Яблоневым Островом. А другие остались в Ирландии, укрылись в глубине Волшебных Холмов, защищенные от людских глаз чарами невидимости. Их стали называть сидхами — народом Холмов.

Отношения между победителями и побежденными всегда оставались довольно враждебными и напряженными. И все же некоторые баньши настолько сблизились с новыми хозяевами зеленой земли, что стали духами-покровителями ирландских родов и отдельных семей, но не всех, а тех, в ком течет чистая кельтская кровь, без примеси саксонской, нормандской, датской… Эти фамилии, как правило, начинаются на «О» или «Мак». В отличие от славянских берегинь баньши не сближаются с людьми, предпочитают держаться от них несколько отстраненно.

В основном в их «обязанности» входит предупреждение о грозящей опасности, близкой смерти одного из членов семьи. Но если глава семейства, к которому баньши особенно привязана, покидает пределы Ирландии, не важно, один или с домочадцами, уезжая, скажем, в Америку или Австралию, она следует за ним.

Таких, дружественных к людям баньши чаще всего видят в облике юной девушки или молодой женщины с рыжими распущенными волосами, которые она расчесывает серебряным гребешком. Но бывают баньши брюнетки и даже блондинки. Одеты они обычно в белые, свободно ниспадающие одежды, реже на них серые, черные или зеленые платья. Баньши может явиться взору путника в виде невысокой опрятной седовласой старушки. А захочет — покажется серой вороной, облаком, кустом, тенью…

Но некоторые баньши остались враждебными к человеческому роду. Они являются людям в виде ужасных ведьм-вампирш с красными глазами либо уродливых дряхлых старух со спутанными волосами и в лохмотьях. Такие баньши живут в пустынной сельской местности, а ночью выходят на охоту, ловя запоздалых путников и выпивая кровь у парней и молодых мужчин. А попавшая в когти баньши женщина от ее укуса превратится в такое же чудовище. Эти злобные существа ненавидят все живое. Они без жалости убивают всех в округе, опустошая любую местность, где живут.

Роковые встречи в легендах…

В Ирландии известно немало легенд о встречах с баньши. Обычно они не сулят человеку ничего хорошего.

Один молодой фермер возвращался поздно ночью из соседней деревни, где играл в карты. Подходя к своей ферме, он увидел молодую женщину, которая, сидя на придорожном камне, расчесывала серебряным гребешком роскошные рыжие волосы. Парень попытался заговорить с ней, но красавица, как будто не слыша, продолжала свое занятие. Тогда он из озорства (хмель туманил голову) вырвал у женщины из рук гребешок, прибежал домой и лег спать.

Разбудил фермера ужасный вой, от которого кровь стыла в жилах. Это баньши явилась под окно и потребовала вернуть украденную вещь. Парень не решился взять гребешок в руки, захватил его каминными щипцами и, открыв окно, высунул их наружу. Сверкнула молния, дом потряс страшный грохот грома, нечеловеческая сила вырвала щипцы из рук. Утром фермер нашел под окном искореженное, обугленное железо. И понял, что если бы не догадался взять гребень щипцами, остался бы без руки.

Другая легенда рассказывает, как такой же фермер, встретив юную баньши, воспылал к ней страстью и попытался обнять ее. Баньши с такой силой толкнула фермера в грудь, что он в беспамятстве рухнул на землю. А на груди навсегда остался отпечаток багровой пятерни.

Часто баньши предстает в виде прачки, стирающей в ручье окровавленную рубашку человека, обреченного на смерть. Один мужчина, увидев такую картину, попросил прачку постирать и его рубашку. Она возразила, что его срок еще не пришел. Но мужчина продолжал настаивать. Тогда баньши рассердилась, взмахнула рукой -и приставала вдруг оказался без рубашки, которая непостижимым образом оказалась у волшебной прачки. Она простирнула ее в ручье — и рубашка снова оказалась на теле парня. Только ворот так сдавил его шею, что невозможно было дышать. Задыхаясь, он стал молить баньши о прощении. Вдосталь намучив его, она все же сжалилась и отпустила мужчину с миром.

…и наяву

«Сказки!» — скажете вы. Но как же быть со множеством случаев, когда реальные люди видели баньши или слышали ее вопль-плач?

В воспоминаниях леди Феншейв, жившей в 1625-1676 годах, есть рассказ о встрече с баньши. Это случилось, когда леди Феншейв гостила у леди Онор О’Брайн.

«Мы должны были остаться там на три ночи. В первую же ночь, около часа, меня разбудил голос. Я отдернула занавеску и в лунном свете увидела прислонившуюся к окну женщину в белом, с рыжими волосами и мертвенно-бледной кожей. Она что-то громко говорила с такими интонациями, которых я раньше никогда не слышала. И затем со вздохом, больше похожим на ветер, чем на дыхание, исчезла… Я была так испугана, что волосы у меня на голове встали дыбом и ночная рубашка упала с плеч. Я толкала и щипала своего отца, но он так и не проснулся во время этого происшествия, которому я стала свидетелем. Около пяти часов хозяйка дома пришла проведать нас и сказала, что не ложилась всю ночь, потому что ее кузен О’Брайн, чьи предки были владельцами этого замка, попросил ее остаться в его покоях, и что он скончался около двух часов ночи».

В 1979 году как-то ночью Айрин Мак-кормик из Эндовера (графство Хэмпшир, Англия), находясь в спальне, на втором этаже своего дома, услышала вдруг «ужаснейший, завывающий звук». И тут же внизу, в гостиной, заскулил перепуганный пес. Женщина забрала собаку наверх, и они вместе дождались рассвета. А утром пришло извещение для мисс Маккормик с просьбой прибыть в Винчестерскую больницу, где лежала при смерти ее мать. Когда Айрин добралась до больницы, мать была уже в коме и вскоре умерла.

Бостонскому бизнесмену Джеймсу О’Барри, происходившему из древней ирландской семьи, эмигрировавшей в Массачусетс в 1848 году, довелось слышать крик баньши несколько раз. Впервые это случилось в раннем детстве. Впервые он услышал голос баньши, когда был еще маленьким мальчиком.

— Как-то утром я лежал в постели и услышал странный звук — как будто рыдания безумной женщины, — вспоминал Джеймс. — Была весна, голубое небо, за окном щебетали птицы. Когда я встал и спустился к завтраку, у кухонного стола сидел мой отец со слезами на глазах. Я прежде никогда не видел, чтобы он плакал. Мама сказала мне, что они только что узнали, что в Нью-Иорке умер мой дедушка. Смерть его была полной неожиданностью.

В 1946 году О’Барри служил офицером при штабе ВВС США на Дальнем Востоке. В 6 часов утра он был разбужен низким воющим звуком.

— На сей раз я моментально понял, что это такое, — рассказывал Джеймс. — Я сел в кровати, мои волосы встали дыбом. Звук становился все громче, усиливаясь и затихая, как сирена воздушной тревоги. Потом он замер, и я ощутил ужасную подавленность, потому что понял, что умер мой отец. Через несколько дней я получил подтверждение.

— Я лежал в постели и читал утреннюю газету, когда уши мои заполнил ужасающий вой, — свидетельствовал бизнесмен. — Я сразу вспомнил о жене, маленьком сыне, двух моих братьях и подумал о том, чтобы это не был кто-нибудь из них!

Но на этот раз баньши оплакивала не смерть кого-либо из членов его семьи, а гибель хорошего знакомого О’ Барри -президента Джона Кеннеди.

Любопытный эксперимент в начале 1990-х годов провел ирландский радиоинженер О’Нил. Он сам слышал плач баньши, когда умерла его младшая сестра. После этого О’Нил соединил с чувствительным микрофоном обыкновенный медицинский фонендоскоп, и прибор всегда был у него под рукой. И когда спустя много лет в больнице от рака умирала мать О’Нила, он, услышав снова этот плач, вставил в уши трубки и записал звуки на магнитофон. В своей статье О’Нил честно упоминает, что воспользовался открытием пермского врача Геннадия Крохалева, который не только фотографировал видения больных, но и с помощью того же фонендоскопа прослушивал их акустические галлюцинации.

Как говорится, против науки не попрешь. Поневоле вспомнишь слова великого английского драматурга: «Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам».

Виктор МЕДНИКОВ

Мифологический бестиарий богат загадочными существами, наделенными особыми способностями и предзнаменующими перемены. Банши - это представитель ирландской мифологии, женщина-предвестница смерти. Она имеет несколько воплощений и знаменует гибель холодящим душу криком.

Происхождение образа существа

Упоминания о предвестнице смерти происходят из Ирландии. Похожие существа есть только в бретонских и валлийских мифах. Исследователи утверждают, что девушка-вестник смерти имеет отношение к кельтской мифологии и является ярчайшим ее представителем. Суть мифического создания не определена. Есть три версии, объясняющие, кто такая банши.

  1. Литература средних веков дает возможность полагать, что банши - . Эта версия не является единственно правильной — согласно исследованиям, феи предпочитают жить в обществе и вести обычный для человека образ жизни. Банши же любит уединение и не терпит общения с людьми.
  2. Более распространенная версия гласит о том, что банши - это плакальщицы, плохо выполнившей свой долг при жизни и отрабатывающей его в посмертии.
  3. В основной массе легенд банши предстает в образе покровительницы семьи, которую она . Исследователи уверены, что банши является еще и прародительницей выбранной семьи.

Мифологи уверены, что банши покровительствует только семьям коренных жителей Ирландии.

Разные имена одного существа

Главное наименование женщины-предвестницы смерти переводится с ирландского как «женщина из сидов». Но в некоторых частях Ирландии для вестницы имеются другие названия.

На юго-западе ее называют плакальщицей. В юго-восточных областях ее именуют страшной и опасной женщиной. А ближе к востоку ее наименование - бошента. В других графствах вестницу смерти называют байб и бау.

Облик банши

Вестница смерти имеет возможность принимать любой облик. Сведения об истинном виде банши разнятся, но всегда она предстает в образе девушки. Она может явиться прекрасной девой с длинными волосами в плаще белого цвета. В других легендах она выглядит как маленькая старушка или страшная дряхлая ведьма со спутанными волосами черного цвета. Некоторые мифологи утверждают, что облик девушки вестница принимает днем, а ночью выбирает образ старухи.

В разных описаниях плакальщицы четко просматриваются общие черты:

  • длинные волосы;
  • белое длинное одеяние;
  • босые ноги.

Многие мифы отмечают заплаканные глаза и общую бледность вестницы, ищущей покоя и

В некоторых записях можно встретить другие образ вестницы - ведьма в черном балахоне, старуха в зеленом платье или заплаканная дива. Но исследователи и приверженцы традиционной мифологии все же предпочитают женщину-вестника смерти в белом и с длинными светлыми волосами.

Приверженцы версии о покровительнице семьи описывают плакальщицу как призрак одной из рано умерших невинных родственниц, которая оберегает род и предупреждает о близкой смерти.

Главной отличительной чертой вестницы является ее крик. Он описывается как пронзительный плач или вой, наполняющий страхом и ужасом. Крик банши знаменует скорую смерть услышавшим его.

Банши в кельтской мифологии

Кельтская мифология представляет баньши как вестника смерти. Многие считают ее злым духом, убивающим людей, но это мнение ошибочно. Дух лишь предупреждает своим воем, и услышать его может только тот, кому он предназначен.

Несколько вестниц в одном месте могут знаменовать смерть множества людей от болезней или погодных катастроф. Другая версия встречи плакальщиц говорит о гибели сильного человека.

Раздражительность девушки описана в множестве легенд. Так, один путник спутал вестницу с обычной женщиной и собирался оскорбить ее. Разозленная плакальщица оттолкнула мужчину, оставив на его теле метки от ладоней, который остались до конца его дней.

Согласно другой легенде, увидев плакальщицу, один ирландец с насмешкой предложил ей постирать свою рубаху. Находящаяся в хорошем настроении девушка согласилась, но рассерженная вестница способна удушить нерадивого путника его же одеждой.

Существуют другие легенды, описывающие сущность как покровительницу рода. Отмечают отсутствие жестокости и мстительности у вестницы. Она не кровожадна и старается аккуратно предостеречь ошибающегося путника, предупреждая о том, что безрассудные приключения могут оканчиваться куда более плохими событиями. Потому с вестницей стоит быть осторожным - она представляет потусторонний мир и может быть опасной.

В легендах о короле Артуре, феи-баньши населяли зачарованный лес и завлекали путников, наделяя их страстью и заставляя забывать обо всем. Позже они оставляли жертв, лишенных воли и рассудка. Они до конца дней бессмысленно ходили по лесу, не имея возможности думать.

Образ банши в современной культуре

Вестница смерти набирает популярность в современное время и часто упоминается в кинематографе, литературе, комиксах и компьютерных играх. Образ плакальщицы в некоторых произведениях меняется до неузнаваемости.

В сериале «Сверхъестественное» призрак сводит жертву с ума пронзительным криком, после чего наслаждается его мозгом. В «Зачарованных» банши - это демон, наделенный способностями обращать других сильных ведьм, способных ощущать боль, в себе подобных существ. Комиксы Marvel назвали именем вестницы одного из супергероев, способного на создание сверхзвуковых волн. Персонаж банши имеет популярность и в Японии.

Японское аниме представляет вестницу как молодую девушку, плачущую янтарными слезами, через которые видно воспоминания о жизни ее хозяина. Если ее слезы не сгорают, то хозяина ждем скорая смерть.

Современное искусство все чаще представляет баньши, как злого персонажа, склонного к убийствам. Потому важно помнить об истинном предназначении плакальщицы и отличать литературный образ от .

Баньши (Банши, Бэнши, Бааван Ши, Белая Ши) - в ирландском фольклоре и у жителей горной Шотландии особая разновидность фейри.

Их в различных частях Ирландии называют по-разному. Общепринятым и повсеместно распространенным именем является ирл. bean si, состоящее из bean – женщина, и si – Ши, что вместе переводится как женщина из сидов, из потустороннего мира.

В ирландской мифологии – это феи, в которых превратились боги из Племен богини Дану после того, как на территории современной Ирландии появились сыновья Миля, предки ирландцев. Эти боги и богини вынуждены были уйти вглубь земли и жить под холмами, в чащобах, прятаться среди болот в заколдованных лесах и среди облаков в волшебных небесах. Согласно кельтским поверьям, баньши могут принимать любой облик – облака, тени, куста, дымки, девушки и т.п.

Автор теософского сочинения «Демонология и колдовство», сэр Вальтер Скотт полагал, что баньши не столько существо, имеющее облик, сколько зловещий смертный вой, наполняющий ужасом ночи на просторах Ирландии и в нагорьях Шотландии. Люди представляют баньши женщиной с длинными распущенными черными волосами, в просторных одеяниях, с припухшими от слез глазами или в облике мерзкой и уродливой старухи со спутанными седыми волосами. Баньши может быть и бледнокожей красавицей в длинном саване, а иногда является в образе рано умершей невинной девы – родственницы семьи.

Одним из центральных аспектов легенд и преданий о баньши является представление о том, что баньши – дух-покровитель той семьи, которую она оповещает о смерти, то есть между ними есть наследственная связь – это может быть также прародительница семьи. По поверьям, баньши есть не у всех ирландцев. В устных и литературных источниках семьи, смерть в которых возвещает баньши, обозначаются как семьи с «О» и «Мак», то есть считается, что баньши сопровождает истинно ирландские семьи. Однако список фамилий таких семей гораздо шире, так как включает также семьи, происходящие от викингов и англо-норманнов, то есть семьи, которые поселились в Ирландии до XVII века.

Баньши описывают как женский образ. Они появляются как плавающие люминесцентные фантомы их прежней собственной личности. Ночью их образ ярко пылает, но прозрачен в солнечном свете. Баньши описываются как женщины, одетые в белое (иногда в зеленое или черное), с прекрасными длинными волосами, которые они расчесывают серебряным гребнем. Однако не всегда это романтический образ красавицы. Большинство баньши старые и увядшие, но умершие молодыми сохраняют свою прежнюю красоту. Волосы стонущего духа – дикие и неопрятные. Ее платье – обычно изодранные тряпки. Ее лицо – маска боли и муки, но ненависть и огонь ярости ярко горит в ее глазах. Еще очень часто во внешности баньши видны признаки настоящего чудища: то обнаружат у нее перепонки между пальцами, то клыки, то обвислые груди.

Баньши нематериальны и неуязвимы к оружию. Кроме того, стонущие духи высоко стойкие к магии. Они полностью иммунны к обаянию, сну и заклинаниям обездвиживания. Святая вода, вылитая на них, причиняет им сильные повреждения.

Баньши могут чувствовать присутствие живых существ на расстоянии пяти миль.

Они ненавидят всех живых существ и поэтому устраивают свои дома в пустынной сельской местности или древних руинах, и остаются там навсегда. Земля, окружающая логовище стонущего духа, усыпана костями животных, услышавших крик баньши. Баньши опустошают любую местность, где они живут. Они убивают без жалости. Баньши имеет мощный эффект на растительность. Цветы и тонкие растения увядают и умирают, а деревья становятся искривленными и болезненными, в то время как более выносливые растения, чертополохи и прочие, процветают.

Сокровище баньши значительно различается и часто отражает то, что они любили в жизни. В большинстве случаев – это запас золота и драгоценных камней. Другие баньши, особенно те, которые часто посещают свои прежние дома, показывают более хорошие вкусы, сохраняя великие произведения искусства и скульптуры или мощные волшебные артефакты.

Баньши охотятся ночью, принимая образ красавиц и обольщая запоздалых путников. Особенно их привлекаются те, кто сам недавно выступал в роли загонщика дичи – от таких людей исходит привлекательный запах крови.

Питаются баньши только кровью молодых парней, крови питания этих существ ничего не интересует. До того, как испить кровь, они танцуют с жертвами, гипнотизируя их. Могут принимать участие в беседе, но выдают себя сильным непонятным акцентом. Изредка голодные баньши нападают на женщин, и тогда их жертвы обращаются в таких же чудовищ.

Новость отредактировал Elfin - 27-10-2013, 12:24

Is this you, inside? ©

Согласно легендам, банши в глухую ночь скользит призраком по лесам Ирландии, плача и причитая…

/Маса давно хотел и наконец-то вновь взялся за легенды. Где-то у меня уже есть набор материала по Всаднику без головы и Дикой охоте. Пришла очередь Банши - что это за существо, откуда взялось, что из себя представляет и на что способно. По возможности собрал и перелопатил как можно больше информации.
Мурмурмур:3/

Ирландия очень богата мифами и легендами о феях, призраках, лепреконах и прочих странных созданиях. Но ни одно из этих существ не вызывает в нас такого трепета и страха, как банши, едва лишь это слово слетит с чьих-то губ. Нам тут же чудится сверхъестественный вой, доносящийся со стороны леса, где под покровом темной ночи прячется сама банши.

"Банши - женщина, которая, согласно поверьям, является возле дома обречённого на смерть человека и своими характерными стонами и рыданиями оповещает, что час его смерти вот вот пробьёт! "

У Банши много имен и прозвищ – Баньши, Бенси, Бансии, беан ши ("небесные женщины"), фея, Леди Смерть, Ангел Смерти, Белая Леди Печали, воздушная нимфа, дух воздуха.
Как ее не назови – это все одно и то же существо. Банши- это бестелесное создание, призрак, иными словами.

Дурную репутацию банши получила не сразу. Изначально, если обращаться к ирландской мифологии, банши - феи, в которых превратились боги из Племен богини Дану после того, как на территории современной Ирландии появились сыновья Миля, предки ирландцев. Эти боги и богини вынуждены были уйти в глубь земли и жить под холмами в чащобах, прятаться среди болот в заколдованных лесах, и среди облаков в волшебных небесах.

Тогда считалось, что банши могут принимать любой облик - облака, тени, куста, девушки и т.п.

Каждый порядочный ирландский род должен, безусловно, пользоваться покровительством женщины из-за Холма (или из-под Холма, что, в сущности, одно и то же). Потому что если род этого покровительства лишен - то какой же он, в самом деле, порядочный?
Именно отсюда взялось поверье, что банши охраняют лишь древние семейства, корни которых уходят глубоко в историю современной Ирландии. (но об этом позже)

Банши следили за многим: за рождением младенцев и воспитанием юношей, за домашним очагом и за тем, чтобы конь не запалился, а копье не сломалось. Она - то мудрая мать, то старшая сестра. Если ирландец умирает, женщины его рода собираются оплакать его. И среди них - банши. В последние минуты она является в траурных белых одеждах, чтобы расчесать волосы умирающего своим серебряным гребнем и оросить лицо слезами, а затем отходит в сторону и вместе с прочими женщинами поет отпевальную.
Она меня чешет серебряным гребнем

И проливает потоки слез.

(Английская народная баллада «Элисон Гросс»)

Этот серебряный гребень, которым она расчесывала волосы умирающего, часто упоминается в легендах и рассказах о ней, хотя настоящее значение этого гребня уже давно начало забываться.

У нее много обличий. Кому-то она видится уродливой старухой с гривой седых волос, кому-то прекрасной юной девушкой с белой кожей. В некоторых случаях же она, как говорится, может явиться в образе прачки на берегу реки или озера. Только вот одежда, которую та стирает, как правило, окровавлена.
Миф о окровавленных одеждах и омывании их в озере или реке добавил Банши немало дурной репутации. Хотя изначально эта идея скорее всего взялась из известного ирландского мифа о Кухулине. Так, зловещая Морриган повстречалась перед последним боем прославленному герою Кухулину - она отмывала в ручье его окровавленные доспехи и пела каойнеад. Кухулин понял, что бой этот - для него последний, и стало так. Но Морриган была богиней, а не банши.

Иногда она видится прекрасной феей с длинными светлыми волосами, которые она расчесывает с помощью особенного серебряного гребня. Согласно суеверию, найти и поднять такой гребень – к большой неудаче, поскольку банши оставляет эту вещь в определенные местах, чтобы заманить ничего не подозревающих людей и привести их к гибели. (а вот и гребень)

Заколдованный лес из артуровской легенды был населен прелестными феями. Одна из них, Жестокосердная дама, волшебница-искусительница, описанная поэтом Дж. Китсом, была банши, которая завлекала смертных странствующих рыцарей, вселяя в них безрассудную страсть, а потом оставляла их, лишенных воли к жизни, бродить по холмам "в угрюмом одиночестве и без смысла".

Но самой характерной и известной чертой банши, в каком бы облике она не являлась, - ее плач. Плачет банши на языке, которого никто не понимает: в ее воплях сливаются воедино крики диких гусей, рыдания брошенного ребенка и волчий вой. Голос банши похож одновременно на собачий вой и жалобные крики птиц. Вой банши полон скорби, в нем есть меланхоличный отзвук ветра, но есть и что-то от человеческого голоса. Вой и плач отчетливо слышны на большом расстоянии.
Автор "Демонологии и колдовства" сэр Вальтер Скотт полагал, что банши не столько существо, имеющее облик, сколько зловещий смертный вой, наполняющий ужасом ночи Ирландии и нагорья Шотландии.

Ее страшный, пугающий крик предупреждает человеческие создания о скорой неизбежной смерти… Услышать ее печальный голос- это знак того, что скоро кто-то окажется по другую сторону жизни.

Часто говорится так же о том, что банши очень стесняется показываться на глаза смертным. Малейший звук – и она мгновенно теряется из виду, исчезая, словно туман.

Считается, что миф о банши пошел от распространенной в Ирландии традиции оплакивать своих покойников: женщины плакали во время похорон, поэтому для многих в деревне этот плач, разносящийся по воздуху, был первым сигналом того, что кто-то умер. Эти люди, плачущие на похоронах, были известны как «плакальщики», и их услуги очень высоко ценились. Именно из этой традиции почитать умерших родилась легенда о Банши.
Традиционно, если человек умирает, его принято оплакивать - на его похоронах и делают это женщины-плакальщицы. У многих больших галльских кланов есть женщина-фейри, связанная с ними. Когда член семьи умирает, она появляется чтобы оплакать его. В историях описывается, что банши появляется, когда член семьи умирает далеко от дома, или же плач баньши может служить первым указанием на смерть. Однако, чаще всего в легендах их встречает человек, который ещё не знает, что умер кто-то из его родных.

Когда эти устные ирландские предания были впервые переведены на английский язык, появилось отличие в трактовке образа баньши между оригинальной версией и переводной. Так, погребальный плач по умершему превратился в вой и стенания, предвещающие смерть. В этих историях вой баньши предвещал скорую гибель члена семьи, а тот кто видел баньши, должен был вскоре умереть сам.

Если ирландцы все же сохранили о банши добрую память, то шотландцы (они именовали плакальщиц беан нигх или беан шитх) пришли к выводу, что плакальщица приходит непосредственно из мира умерших, чтобы напророчить смерть тому, кому бы еще жить да жить. При этом, опять-таки, нередко поминается стирка окровавленной одежды или Мифические существа - Баньшисавана («беан нигх» означает «стирающая женщина»), что заставляет заподозрить козни Морриган... Из прекрасной девушки беан шитх постепенно превращается в чудище: то обнаружат у нее перепонки между пальцами, то клыки, то обвислые груди. Конечно, такой «красавице» белое уже не к лицу; шотландские плакальщицы ходят в зеленом. Некоторые оспаривают загробную сущность беан нигх - дескать, она «всего лишь» сродни чудищу-карге (hag).

Есть и другая гипотеза: дескать, банши - это эльфийка, фея, а может, и человеческая женщина, умершая родами в результате какого-то фантастического небрежения со стороны мужа. Это, с одной стороны, объясняет пронзительность ее голоса, а с другой - ее действия; считается, что баньши стократ более охотно причиняет смерть мужчинам, нежели женщинам. В этом случае она утихомирится, если самолично покончит с бывшим мужем; а если тот ухитрится помереть своей смертью - все, она будет гоняться за мужчинами вечно.

Согласно третьей версии, это волшебница (или опять-таки эльфийка), чью могилу разорили и поставили на ее месте... тут мнения расходятся - то ли кабак, то ли вообще публичный дом. Подлететь к кабаку и устроить его завсегдатаям концерт по заявкам баньши не может, и сровнять помещение с землей следует живым.

Какую версию ни прими, из нее следует, что обычное, так сказать, физическое устранение баньши будет недолгим (если вообще удастся). Максимум через год, а скорее всего - в ближайшее полнолуние дух снова выпорхнет из-под земли, и мало никому не покажется. При этом даже на пару дней упокоить ее может лишь истинный святой, которому совершенно случайно довелось оказаться поблизости от жертвы баньши - или, быть может, чародей, но в последнем случае рецепты тщательно охраняются.

«…Ночной воздух прорезал низкий вой, переходящий в пронзительный визг. Глаза Рода резко распахнулись. Сирена? В этой культуре? Звук доносился слева, он поднял глаза - и увидел там замок на вершине холма. И там, у основания башни, что-то пылало и пронзительно визжало, словно «черный ворон», оплакивающий смерть нескольких патрульных машин. Посетители в беспорядке выбежали из трактира и столпились во дворе, глазея и тыча пальцами.

То баньши!

Нет, все будет хорошо. Разве он не появлялся уже трижды? А королева все жива!…» (К.Сташефф «Чародей поневоле»).

Когда несколько баньши собираются вместе, это предвещает смерть кого-либо из великих людей.
Это интересно: в одной из версий истории о Макбете вместо трех ведьм фигурируют три банши - они не обращаются к Макбету напрямую, а просто оплакивают сперва кавдорского тана, потом шотландского короля, а там и самого Макбета. Вполне логично: для столь знатных персон одной беан ши, конечно же, мало. Банко они не предрекали стать «предком королей», потому что этого персонажа придумал уже Шекспир - желая сотворить «великого предка» царствовавшему в то время королю Якову I.

Есть история о том, как некая женщина увидела в своем окне баньши. Та сидела снаружи, на каменном выступе; у нее были рыжие волосы, которые казались охваченные пламенем на фоне белого платья и мертвенно-бледной кожи. Она что-то монотонно напевала, а потом вдруг исчезла словно растаяла в воздухе. Наутро выяснилось, что у женщины в эту ночь умер брат.

Есть и такая история: некий фермер встретил баньши у моста. Он увидел сидящую на перилах старуху, поздоровался и только тогда заметил, что у старухи очень длинные волосы, рыжие, с багровым отливом. Старуха сидела понурившись, словно чем-то опечаленная. Когда она повернулась к фермеру лицом, у того внутри все замерло: кожа бледная, как у трупа, лицо в пятнах, как индюшиное яйцо... Старуха выпрямилась в полный рост, и оказалось, что она втрое выше самого высокого человека. Фермер мысленно попрощался с жизнью, но старуха шагнула с моста прямо в воду и исчезла. Наутро фермер узнал, что ночью умер старки-сосед, последний в древнем роду..

Поскольку о споров о самой сущности банши очень много, можно обратиться и к другой теории появления этих существ.

Некоторые ирландцы верят, что души усопших не покидают землю, но находятся здесь, привязанные к этому миру. Они либо наслаждаются счастьем, которое получили за хорошо прожитую жизнь, либо (если всю свою жизнь они жили в грехах и поддавались страстям) они несут наказание за прожитые годы. Духи, которые расплачиваются вечным страданием, как правило, привязаны к определенному месту – они вынуждены платить за свои грехи в тех местах, рядом с которыми эти грехи или преступления были совершены.
Банши- это духи, которые привязаны к земле. Говорят, что они заботятся лишь о древних семействах. Верят, что банши следят за семьей (как с плохими, так и с хорошими намерениями), присматривают за ней до тех самых пор, пока самый последний потомок умрет и не будет погребен (хотя поговаривают, что банши, например, не следуют за семьей в другие края, если та вздумает переселиться подальше).
Касательно их связи с определенной семьей, есть два варианта: либо эти создания имели при жизни очень тесные и крепкие связи с семьей, что желание наблюдать и быть с ними не исчезло даже после смерти, либо еще при жизни у них были причины ненавидеть эту семью.
Это дает нам два совершенно разных типа банши.

Каперния (Дружелюбная Банши)

Дружелюбная банши- это не то отвратительное и уродливое создание, какое мы обычно себе представляем. банши очень редко кому удается увидеть, но периодически они напоминают о себе. Говорят, что они выглядят молодыми красивыми девушками, с бледными лицами, с черными или золотыми волосами, в струящихся белых одеждах.
Пение таких банши полно грусти и тоски. Песни наполнены любовью и заботой о тех, кого они любят. Для них это пение- предупреждение.
Верят, что пение банши предвещает в течение нескольких дней смерть одного из членов семьи. Вопли и пение чаще всего слышны ночью. Кроме того, чаще всего их слышат именно те, кому адресовано предупреждение.

На другом конце спектра находятся такие банши, которые куда более привычны и узнаваемы для нас.

Злые банши при жизни имели причины ненавидеть семью, именно поэтому даже после смерти они являются страшными видениями тем членам семьи, к которым испытывали злобу или ненависть. Она выглядит страшной, покоробившейся, с искаженными чертами и ненавистью, буквально сочащейся из каждой черточки на ее лице. Криков и воя злой банши уже достаточно, чтобы у вас кровь застыла в жилах. Представьте себе самую страшную ведьму из самого страшного фильма ужасов, который вы когда-либо смотрели. Теперь сделайте ее еще страшнее и уродливее, издающую ужасные крики и вой темной ночью.
Чем предупреждать о грядущей смерти члена семьи, злые банши скорее кричат и воют в качестве своеобразного ехидного, язвительного и полного ненависти празднования, когда один из членов семьи наконец-то встречает свой конец. Это может быть, конечно, и предупреждением, но очень страшным и пугающим предупреждением.

Никто не знает, откуда у Банши такие пророческие способности, но на этот счет существует ряд теорий. Некоторые верят, что каждый член семьи имеет определенного тихого слугу, наблюдателя, который следит за ними и после чего отправляет информацию непосредственно банши. Но подобная идея не слишком распространена, и вера в Банши постепенно исчезает.
В свое время вера в Банши была очень сильной. Если кто-то не верил в это пророческое создание, люди считали подобное отношение настоящим кощунством.
В Ирландии считается, что те люди, у которых есть музыкальный талант (кто может петь или играть на музыкальном инструменте), тех сторожат и охраняют духи; Дух Жизни, олицетворяющий пророчества, дарует, как говорят, таким людям дар ясновидения, другой же – Дух Судьбы – открывает секреты несчастий и смерти, и имя этого страшного посланника - именно банши.

В старой ирландской поэме рассказывается о появлении банши утром:
«"Hast thou heard the Banshee at morn,
Passing by the silent lake,
Or walking the fields by the orchard?
Alas! that I do not rather behold
White garlands in the hall of my fathers."»

Хотя заявляется, что банши была услышана в полдень, это создание очень редко можно увидеть или услышать при дневном свете. Обычно это создание выбирает ночь для того, чтобы посетить смертных:
«The Banshee mournful wails
In the midst of the silent, lonely, lonely night,
Plaining, she sings the song of death»

Встречающиеся легенды о встречах людей и банши весьма разнообразны по изложению, но объединены единым мотивом: встреча с потусторонним - опасна. Среди всех сказаний чётко выделяются три сюжета: - Мужчина ночью встретил банши, принял её за обычную женщину, попытался к ней приставать и ненароком обидел её. Банши от обиды отталкивает его и в наказание оставляет на его теле неуничтожимый след своей ладони или пальцев. - Мужчина, встретивший банши за стиркой, посмеялся над ней и сказал, чтобы она и его рубашку постирала. В результате банши может, как незаметно снять с него рубашку и действительно постирать, так и задушить мужчину его же воротником. - Возвращающийся домой путник встречает банши, расчёсывающую волосы серебряным гребнем. Он заполучает гребень и относит его домой, однако затем банши приходит за своей вещью и, угрожая, требует её вернуть. В итоге она получает гребень, демонстрируя при этом, что всё вполне могло закончиться куда хуже.

Считается, что банши следует лишь за древними ирландскими родами – потомками благородной гальской расы – семьями, в чьих фамилиях есть Мак или О:
«By Mac and O
You"ll always know
True Irishmen they say".
But if they lack
The O and Mac,
No Irishmen are they".»

Большая комната, которая нависает прямо над дикими волнами Атлантического океана в старом разрушенном замке Дюнлюс, который находится на скале над зелеными водами побережья Анстрима – говорят, что это дом банши семьи О’Донелл.
Здесь, зимними ночами, через полуразрушенные остатки черепицы, сквозь рев гигантских штормов, которые приходят с далекого севера, можно услышать странный плач банши, сокрушающейся по печальной участи великого дома, по горькой потере и падении древней семьи гальских вождей.
По берегу Лох-Несского озера, рядом с замком Эдендафф-Каррик есть нагромождение камней, похожее на цепь небольших скал – разрушенные стены замка О’Нилов до сих пор стоят над темной гладью воды, где когда-то пребывая в гордости от осознания своей мощи, власти и собственности, жил один из самых мощных гальских вождей- великий О’Нил.
Здесь, с незапамятных времен, когда многие несчастья угрожали представителю одного из самых древних и великих родов, плач банши семьи О’Нил разносился эхом по всему лесу Койл Ультах и над серыми водами Лох-Ней, несся вдоль стен старого замка, эхом отражаясь от высоких сводов, рыдая над могилами великих O’Нил.
Маэвин – так звали банши семьи O’Нил. Ее видели и слышали много раз, а обличие, которое она обычно принимает, - это старая женщина с длинными белыми волосами, спадающими на ее худые плечи.

Одна из самых странных историй о Банши началась в Дублине – в 2:30, 6 августа, 1801 года, когда Лорд Россмор, главнокомандующий британскими силами, расположенными в Ирландии, скончался у себя дома.
Накануне он принял участие на приеме у заместителя короля в Дублинском замке. Людям, которых он там встретил (включая Сэра Иона и Леди Беррингтон), он казался абсолютно здоровым. Он оставался на приеме почти до самой полуночи. Перед тем, как уйти, он пригласил Беррингтонов на свой прием, который он устраивает в своем доме в Маунт Кеннеди. По правде говоря, для человека его происхождения и положения, можно сказать, что он провел самый обычный вечер – тот, который, кажется, не имеет даже намеков на странность ил необычность.
Ооло двух часов утра Сер Ион Беррингтон проснулся и услышал то, что было описано, как «жалобные звуки, доносящиеся снаружи, с лужайки под окном». Он бы никогда не забыл плач банши. Леди Беррингтон тоже слышала звук, как и их служанка. Наконец, в 2:30 утра Беррингтон услышал голос, зовущий: «Россмор! Россмор! Россмор!» Затем наступила тишина. На следующий день Берингтоны узнал, что Лорд Россмор умер. Его слуга услышал странный звук, доносящийся из его комнаты, и, бросившись туда, нашел его мертвым. Он умер в 2:30.
«Лорд Россмор умирал в тот самый момент, когда я слышал, как произносится его имя,» - позже писал Сэр Ион.
Это был его самый пугающий и страшный опыт в жизни.
Хотя для ирландцев это не было тайной- они знали, что в тот момент Ион слышал плач банши.

В современных компьютерных играх образ банши приобрел крайне негативную окраску; в целом банши там характеризуются как достаточно уродливые призрачные сущности, обладающие целым рядом умений, которые (согласно мифологии) им вообще были несвойственны, в частности, способность приносить смерть только воплем (keening). Изначальное предназначение банши - не приносить смерть слышащему, а констатировать скорую смерть члену семьи (клана) слышащего.

С течением времени исчезли многие знатные и благородные ирландские семьи и фамилии- некоторые из них вымерли, кто-то переселился на другие земли – и Банши стали лишь мифом, обычным суеверием.
Если когда-нибудь вам случиться быть на Изумрудном Острове, и вы окажетесь ночью под темным звездным небом – прислушайтесь. Вы можете услышать навязчивую песню или пугающий вой банши. Но будьте осторожны – в ее песнях кроется лишь смерть.




Похожие публикации