Инженерные системы и сети в строительстве

«методическое сопровождение педагогов в условиях внедрения фгос до» методическая разработка на тему. "методическое сопровождение реализации фгос до" Зачем нужен Профессиональный стандарт педагога

«Методическое сопровождение педагогов в условиях внедрения ФГОС ДО»

подготовила Остапчук В.Н., зам.заведующего

МДОУ №14 «Малышок» г.о.Тейково

В 2013 году нашему детскому саду был присвоен статус региональной пилотной площадки. Как мы начали осваивать ФГОС ДО? Конечно же, непросто. С чего начали работу?

  • Были изучены нормативные документы
  • Получены консультации в ИРО, информационно-методической службе городского отдела образования, онлайн-консультации.
  • Составлен план подготовки МДОУ к переходу на ФГОС ДО.
  • Опыт подготовки МДОУ к переходу на ФГОС транслирован для ДОУ муниципалитета.

Мы проанализировали итоги мониторинга уровня готовности педагогов ДОУ к введению ФГОС ДО. Мониторинг показал, что восприимчивость педагогов к новому составляет 83%, т.е. допустимый уровень. Причём видят перспективу и прогнозируют свою деятельность 80% педагогов, открыты новому 90 %. Квалификационная готовность коллектива к освоению инноваций 100%, т.е. все педагоги имеют первую и высшую категории.

Проанализировав уровень мотивационной готовности педагогов к освоению нового, мы выявили причины, которые побуждает большинство педагогов применять новое.

Желание создать хороший, эффективный детский сад – 60 %, желание улучшить достигнутые результаты – 50%, потребность в поиске, исследовании -30%, потребность в новизне, преодолении рутины – 30 %. А вот потребность в самосовершенствовании 10%, ощущение собственной готовности участвовать в инновациях, уверенность в себе – 20%. Почему? 58% наших педагогов постпенсионного возраста. Здесь и плюсы (имеют хорошее базовое образование) и минусы (с трудом отходят от накатанной колеи, считают, что у нас и так всё хорошо).

Возникла необходимость повышения квалификации педагогов. Курсовую подготовку по вопросам внедрения ФГОС прошли 83% педагогов. В ДОУ было спланировано методическое сопровождение педагогов по внедрении. ФГОС ДО.

При составлении Образовательной программы дошкольного образования прослушаны видеолекции Скоролуповой О.А. «Актуальные вопросы введения ФГОС дошкольного образования», семинары «Возможные подходы к корректировке образовательных программ дошкольных учреждений», видеоконференции ФИРО «Эффективный переход региональных систем дошкольного образования на деятельность в условиях ФГОС ДО», получены консультации Кузьмина С.В. на семинаре-практикуме по составлению Образовательной программы, выездные семинары старшего преподавателя ИРО Виноградовой О.В.,

В составлении Образовательной программы мы, как пилотная площадка, оказали методическую помощь и другим ДОУ муниципалитета. Были проведены семинары-практикумы для заместителей заведующих, затем взаимный аудит Программ, а по его итогам коррекция Образовательных программ детских садов города.

Авторы Стандарта акцентируют внимание на том, что ФГОС – это стандарт условий. Как говорит директор Института психологопедагогических проблем детства Российской академии образования Татьяна Волосовец , при переходе на стандарт дошкольного образования понятие «вчера – сегодня» не работает: чтобы создать условия, нужно довольно много времени.

Не секрет, что первое и самое главное условие – это кадры. Реализовать ФГОС в детском саду сможет только высокопрофессиональный педагог. И это созвучно с социальным запросом родителей наших воспитанников.

В пункте 3.4.2. ФГОС сказано: «Педагогические работники…должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей». Методическое сопровождение педагогов в нашем детском саду организовано через постоянно действующий семинар «Изучение и внедрение ФГОС ДО». План ПДС довольно многоплановый и разносторонний. Поэтому к участию в нём, мы, как пилотная площадка, приглашаем педагогов города.

Одним из важнейших принципов осуществления Стандарта является принцип интеграции содержания дошкольного образования. В рамках ПДС на базе нашего детского сада прошёл городской семинар-практикум «Интеграция образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО». Воспитатели так же учились анализу деятельности с учётом критериев оценивания видеозанятия при аттестации.

Как уже отмечалось ранее, наш педагогический коллектив на 58% состоит из опытных воспитателей, возраст которых превышает 50 лет. Не все ещё освоили функции мобильных телефонов, но работа с компьютером вошла в нашу жизнь плотно. Четвёртый год педагоги нашего ДОУ – участники и победители городского конкурса электронных учебно-методических материалов. Создать презентацию, слайд-шоу на любую тему к занятию, утреннику умеет 83% педагогов. А шли к этому через приобретение ноутбуков, организацию мастер-классов, материальное стимулирование.

В этом году каждый педагог создал своё электронное портфолио в среде PowerPoint. Такую работу можно назвать педагогической копилкой своего опыта. Совершенствование работы с Интернет-ресурсами, с ИКТ, систематизация опыта работы даёт возможность построения развивающего образования. И второе - легко адаптироваться к прохождению аттестации.

Опыт работы детского сада по созданию электронного банка передового педагогического опыта был транслирован на городском методическом совете заместителей заведующих и старших воспитателей ДОУ.

На примере своего электронного портфолио музыкальный руководитель нашего ДОУ показала разные виды использования ИКТ в работе в рамках городского семинара-практикума «Использование ИКТ в профессиональной деятельности музыкального руководителя».

Следующий городской семинар-практикум был так же посвящён использованию компьютерных технологий. Музыкальных руководителей познакомили с технологией создания учебно-методического материала в виде презентации к занятию.

Стандарт включает в себя требования к развивающей предметно-пространственной среде. Как промежуточный этап нашей работы по совершенствованию среды, можно назвать совещание заведующих «Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ».

В этом учебном году несколько педагогов предложили выполнять написание календарно-тематического плана работы с детьми в электронном виде. Была создана рабочая группа, куда вошли как опытные педагоги, так и начинающие. Созданную форму плана обсудили на педсовете и приняли её. Без споров в коллективе не обошлось. Главный вопрос: а нужно ли это?- занимал всех не одну неделю.

К сентябрю несколько инициативных педагогов начали планировать образовательную работу в электронном виде, а с октября каждый.

Остановлюсь на форме написания плана. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса подразумевает планирование по всем направлениям развития ребёнка в пяти взаимодополняющих образовательных областях.

Календарно-тематический план состоит из разделов:

  • тема недели;
  • задачи по образовательным областям;
  • НОД, занятия;
  • интеграция образовательных областей;
  • совместная деятельность воспитателя с детьми в режимных моментах;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • взаимодействие с родителями.

В разделах совместной и самостоятельной деятельности предложены адекватные возрасту разнообразные формы работы с детьми. Воспитатель дополняет их конкретным содержанием. Аналогично предложен раздел взаимодействия с родителями. В разделе интеграции прописаны образовательные области, логично интегрируемые. Педагог при необходимости меняет их.

Так как опыт планирования, на наш взгляд, оказался успешным, мы, как площадка поделились им на семинаре заместителей заведующих и можем предложить материалы по планированию другим площадкам и пригласить их к сотрудничеству .

Говорят: есть два типа людей. Одни катят мир, а другие бегут рядом и кричат: "Куда катится этот мир!?" Трудно перестраивать свою работу, но это необходимость.

Что в перспективе нашей работы?

  • Активное вовлечение родителей в образовательную деятельность
  • Обеспечение эмоционального благополучия детей через создание предметно-пространственной среды, отвечающей ФГОС ДО.
  • Дальнейшее профессиональное развитие педагогических работников.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 « Малышок » г.о. Тейково Методическое сопровождение педагогов в условиях внедрения ФГОС ДО Заведующий МДОУ: Ермолаева Л.В. Зам. заведующего: Остапчук В.Н.

Методическое сопровождение педагогов МДОУ №14 «Малышок» Составлен план подготовки МДОУ к переходу на ФГОС ДО Проведён мониторинг уровня готовности педагогов ДОУ к введению ФГОС ДО Составлена образовательная программа дошкольного образования МДОУ №14 Организован постоянно действующий семинар «Изучение и внедрение ФГОС ДО» Организована курсовая подготовка всех педагогов по вопросам внедрения ФГОС Пополняется банк передового педагогического опыта

Семинар-практикум «Особенности разработки Образовательной программы дошкольного образования» Цель: Транслировать опыт разработки Образовательной программы дошкольного образования для ДОУ муниципалитета

месяц тема семинара-практикума сентябрь Структура и содержание ФГОС ДО. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса Планирование образовательного процесса в группах октябрь Использование ИКТ в профессиональной деятельности педагога Электронное портфолио в среде PowerPoint – педагогическая копилка опыта ноябрь Образовательные области и виды детской деятельности. Интеграция образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО декабрь Организация игры как ведущего вида деятельности. Проектирование совместной деятельности взрослых и детей с целью решения образовательных программ январь Особенности организации занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми февраль Обновление предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО март Социальный портрет ребёнка 7 лет как целостный ориентир и результат освоения образовательной программы дошкольного образования апрель Оценка индивидуального развития детей для решения задач индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей май Взаимодействие с родителями по непосредственному вовлечению их в образовательную деятельность Постоянно действующий семинар-практикум для воспитателей « Изучение и внедрение ФГОС ДО »

Семинар-практикум «Интеграция образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО» Цель: Совершенствование профессионального мастерства педагогов в вопросах технологии интеграции образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО

Требование профстандарта педагога дошкольного образования – Владение ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста

Педагогическая копилка опыта – персональное портфолио педагога Цель: Создание банка компьютерных дидактических и методических разработок как отражение информационно-коммуникативной компетентности

Семинар-практикум «Использование ИКТ в профессиональной деятельности музыкального рукодителя » Цель: Освоение инновационных образовательных технологий и методов

Семинар-практикум «Использование ИКТ в образовательном процессе» Цель: Трансляция и распространение инновационного педагогического опыта

Совещание заведующих «Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ» Цель: Выявление новых подходов к обеспечению эмоционального благополучия детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением в соответствии с ФГОС ДО

Разделы планирования: тема недели задачи по образовательным областям НОД, занятия интеграция образовательных областей совместная деятельность воспитателя с детьми в режимных моментах самостоятельная деятельность детей взаимодействие с родителями

Задачи по образовательным областям НОД, занятия Инт егр обр обл Совместная деятельность воспитателя с детьми в режимных моментах Самостоятель ная деятельность детей Взаимодействие с родителями Познавательное развитие ФЦКМ: ФЭМП: Сенсорика: Позн-исслед деятельность: Наблюдения в природе: Р, С Ситуативные разговоры с детьми о== , беседа о ==, изготовление == (предметов, макетов, украшений), раскраски, оформление выставки= , изготовление книги о =, отгадывание загадок о =, рассматривание иллюстраций, картин о =, наблюдения за погодой, изменениями в природе== . Экспериментирование с = . С.-р. игра= Предм.картинки= , сюжетные картинки= , лото= , домино= , энциклопедия= тематические раскраски = Атрибуты к с-р инре= . Родительское собрание= Информационный лист на тему= Консультация= Буклет= Стенд на тему= Беседа с родителями= на тему= Речевое развитие Развитие речи: Ознакомление с художественной литературой: П, Ф Дидактическая игра= , словесная игра= , Чтение и обсуждение= (5), инсценирование и драматизация отрывков из сказки= , разучивание стихотворения= , развитие артистических способностей в подвижной игре имитационного характера= («Где мы были…) Альбом= , сюжетные картинки= , иллюстрации= Социально-коммуникативное развитие Игровая деятельность: Приобщение к моральным нормам: Труд: ОБЖ: П, Р В с-р игре = взять на себя роль = В игре == показать ролевое взаимодействие = и =. Обучающая игра = (« Как мы поедем …») В игре== использовать игрушки-заместители. Дополнить игровую среду= (мягкими модулями). Объединить игры = и= в единый сюжет. Создание ситуации морального выбора= , беседа о= , ситуативный разговор о= . Наблюд за трудом =. Изготовление =. Атрибуты игры =, лейки, тряпочки, знаки для ухода за растениями Художественно-эстетическое развитие Лепка: Аппликация: Рисование: Конструирование: Музыка: П, С, Р Изготовление украшений= , творческая мастерская= , устройство выставки= . Рассматр. и обсуждение иллюстраций к= . Слушание и обсуждение музыки= . Совместное пение= . Хоровод= . Д.игра= Пластилин, карандаши, краски, цветная бумага, бубны, кастаньеты, колокольчики. Физическое развитие Здоровье: Физическая культура: С, Р Подвижные игры, игры с элементами спорта, игры-соревнования. Двигательная деятельность с = в физкультурном уголке Мячи, кегли, кольцеброс, скакалки, ленты, Календарно - тематическое планирование воспитательно-образовательной работы с детьми на неделю Тема_____________________________________________

Семинар-практикум «Планирование воспитательно-образовательной работы» Цель: Развитие профессиональных умений и навыков педагогов, необходимых для реализации ФГОС ДО

Спасибо за внимание!


Информационное сопровождение введения ФГОС ДО

Консультационная поддержка ФИРО

ФГОС ДО. Вопросы и ответы для всех участников образовательных отношений

Информационное сопровождение введения ФГОС ДО осуществляется по пяти направлениям, соответствующим основным группам участников образовательных отношений:

1. Родители.

2. Дошкольные организации. Педагоги. Руководители.

3. Партнеры ДО.

4. Органы управления образованием. Муниципальные. Региональные. Федеральные.

5. Другие участники образовательных отношений.

Для каждой из групп предусмотрен свой раздел системы информационной поддержки.

Вопросы, связанные с внедрением ФГОС ДО по содержательному принципу собраны в следующие группы вопросов:

1. Содержание. Вопросы на понимание содержания ФГОС ДО и новых требований к образовательной деятельности .

2. Нормативно-правовое обеспечение . Вопросы, связанные с нормативно-правовым обеспечением деятельности образовательной организации, работающей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

3. Сроки. Вопросы, связанные со сроками перехода на ФГОС ДО, графиками разработки нормативно-правовой организации и подготовки другой необходимой сопроводительной документации, а также сроки других мероприятий, связанных с внедрением ФГОС ДО..

4. Педагогическая деятельность . Кадровое обеспечение. Вопросы, связанные с подготовкой педагогических кадров и информационно-консультационной поддержкой педагогов на этапе перехода на ФГОС ДО.

5. Работа с родителями. Вопросы, связанные с организацией, нормативным обеспечением взаимодействия ДО с родителями.


6. Коррекционная работа с детьми. Вопросы, связанные с коррекционной педагогикой и соответствующим обеспечением образовательной деятельности.

7. Дополнительное образование. Дополнительные услуги. Вопросы, связанные с организацтей дополнительного образования дошкольников, оказанием дополнительных услуг за дополнительную плату внутри ДО/за пределами ДО.

8. Материально-техническое обеспечение. Вопросы, связанные с новыми требованиями к МТУ образовательной деятельности ДО, в том числе, с комплектованием предметно-пространственной среды, комплектования учебно-методическими и дидактическими материалами и пр.

9. Финансовое обеспечение. Вопросы, связанные с финансированием образовательной деятельности, соответствующей требованиям ФГОС.

10. Управление. Вопросы руководителей дошкольных организаций, связанные с организацией процесса перехода на ФГОС и общим управлением ДО в новых условиях, в том числе, связанных с хозяйственной деятельностью.

11. Ответственные лица . Вопросы, связанные с поиском ответственных в принятии решений, связанных с образовательной деятельностью дошкольной организации.

12. Отчетность и ЕИС. Вопросы, связанные с подготовкой различных формам отчетности и сроков их предоставления, а также с различными требованиями о предоставлении данных в различные органы, требования к информационным системам дошкольной организации и взаимодействию с централизованными информационными системами.

13. Связь с предыдущим. Вопросы о возможности использования предыдущего опыта, используемых программ, материально-технического обеспечения и т. д. в условиях ФГОС.

14. Мероприятия. Вопросы о мероприятиях, которые проводятся и могут проводиться на этапе внедрения ФГОС.

15. Обмен опытом. Вопросы-просьбы описать примеры, опыт реализации мероприятий по внедрению ФГОС или его составляющих в регионах и отдельных образовательных организациях.

16. Контроль за образовательной деятельностью дошкольной организации. Лицензирование в условиях ФГОС ДО.

17. Решение проблем. Вопросы-просьбы о содействии во взаимодействии с органами управления образованием, институтами повышения квалификации, институтами развития образования и пр.

18. Психологическая поддержка. Вопросы нервно-рефлексивного характера, демонстрирующие личное отношение к различным документам, мероприятиям и деятельности ответственных лиц, требующие поддержки профессионального психолога.

Информационная поддержка осуществляется на федеральном информационном портале:_______

ДОШКОЛЬНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ

ФГОС ДО «по полочкам». Вопросы и ответы для дошкольных организаций

Глоссарий, раскрывающий значение используемых во ФГОС ДО понятий находится в разработке.

2. Нормативно-правовое обеспечение.

Вопрос: Есть ли единый перечень нормативно – правовых актов , обеспечивающих введения ФГОС в образовательной организации.

Ответ: Единый перечень нормативно-правовых актов в настоящее время находится в стадии разработки и согласно Плану действий по обеспечению введения ФГОС ДО, утвержденному Министерством образования и науки РФ (далее – План действий) будет сформирован к июню 2014 года. План действий опубликован на сайте ФИРО: http://www. *****/wp-content/uploads/2013/11/Plan_FGOS_DO. pdf


Нормативно-правовое обеспечение будет включать документы федерального уровня, регионального, уровня учредителя образовательной организации, а также институционального уровня (уровня образовательной организации).

На федеральном уровне в дополнение к ФГОС ДО будут разработаны Методические рекомендации по разработке на основе ФГОС ДО основной образовательной программы дошкольного образования ; письма Минобрнауки с разъяснениями по отдельным вопросам введения ФГОС ДО; порядок приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования; примерные формы договоров на обучение по образовательным программам дошкольного образования, а также типовые формы локальных нормативно-правовых актов. Остальное нормативно-правовое обеспечение, которым должна руководствоваться образовательная организация, обеспечивается субъектами РФ, учредителями образовательной организации и самой организацией.

Вопрос: Существует ли утвержденный федеральный реестр примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования на основе ФГОС ДО?

Ответ: На сегодняшний день реестр находится в стадии разработки. По Плану действий должен быть введен в действие в течение первого квартала 2014 года.

Вопрос: На какие нормативные документы и/или методические рекомендации можно опираться при составлении или изменении основной образовательной программы дошкольной организации и Устава организации на основе ФГОС ДО?

Ответ: Основанием для разработки (изменения) основных общеобразовательных программ дошкольного образования является исключительно федеральный государственных образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

Примерные программы дошкольного образования после прохождения экспертизы на соответствие ФГОС ДО и последующего включения в Федеральный реестр примерных образовательных программ могут быть использованы в качестве ориентира /методического основания для разработки основных образовательных программ.

При составлении основной образовательной программы ДО также можно (но не обязательно) воспользоваться Методическими рекомендациями по разработке на основе ФГОС ДО основной образовательной программы дошкольного образования Минобрнауки, которые будут опубликованы ориентировочно в июле 2014 года.

Вопрос: Существуют ли действующие нормативные требования или рекомендации с учетом ФГОС ДО по оформлению и ведению документации педагогических работников дошкольных организаций, которые необходимо предъявлять при проверках РОСОБРНАДЗОРА?

Ответ: Данный вопрос регламентируется нормативными документами Рособрнадзора, а также уполномоченными структурами в субъектах РФ. ФГОС ДО данный вопрос не регламентирует.

Вопрос: Установлен ли срок на переход ДОУ на ФГОС ДО?

Ответ: В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" программы дошкольного образования, реализуемые образовательными организациями должны соответствовать ФГОС ДО с момента вступления закона в силу, т. е. уже с 1 сентября 2013 года.

Приказом от 01.01.01 года № 000 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» дата 1 января 2014 года обозначена как дата отмены ранее действовавших Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и вступления в силу ФГОС ДО.


При этом, Рособрнадзор обращает внимание в своем Письме от 01.01.2001 № /05-382 на статью 108 часть 5 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно которой наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом не позднее 1 января 2016 года и подчеркивает недопустимость требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения своих уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО в условиях незавершенного цикла проведения экспертизы и формирования реестра примерных основных образовательных программ.

Таким образом, срок переда ДОУ на ФГОС ДО определен периодом, начинающимся со дня включения в Реестр прошедших экспертизу Примерных основных образовательной программ (хотя бы одной) и завершающимся не позднее 1 января 2016 года.

4. Педагогическая деятельность. Кадровое обеспечение.

Вопрос: Будут ли даны методические рекомендации с требованиями ФГОС ДО по внесению изменений в должностные инструкции работников дошкольных организаций, изменению штатных расписаний?

Ответ: В плане Минобранауки разработка таких методических рекомендаций не предусмотрена. Штатное расписание образовательной организации и должностные инструкции ее работников разрабатываются самой организацией с учетом условий и требований осуществляемой образовательной деятельности, а также реализуемых основных образовательных программ. Для кадрового обеспечения условий качественной реализации программ ФГОС ДО обозначает единственное требование – непрерывное сопровождение педагогическими и учебно-вспомогательными работниками в течение всего времени их реализации в Организации или в Группе.

При составлении штатного расписания образовательная организация может ориентироваться на Нормативы по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады) определяются действующим Постановлением Минтруда РФ от 01.01.2001 N 88.

При разработке должностных инструкций сотрудников образовательная организация может ориентироваться на "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденные Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н (http://www. *****/2010/10/20/teacher-dok. html).

5. Работа с родителями.

Вопросы, связанные с организацией взаимодействия с родителями принимаются.

6. Коррекционная работа с детьми.

7. Дополнительное образование. Дополнительные услуги.

8. Кадровое обеспечение.

9. Материально-техническое обеспечение.

10. Финансовое обеспечение.

11. Управление.

12. Ответственные лица.

13. Отчетность и ЕИС.

14. Связь с предыдущим.

Вопрос: Что делать организациям, которые давно и успешно работают по программам, разработанным на основе одной из распространенных в РФ комплексных программ?

Ответ: Все образовательные организации должны переработать свои основные образовательные программы или разработать новые для обеспечения их соответствия требованиям ФГОС ДО. В том числе, все используемые ранее и распространенные программы должны быть переработаны и приведены в соответствие с ФГОС ДО и только после этого могут быть использованы в качестве базы для разработки основной образовательной программы дошкольного образования.

15. Мероприятия.

16. Обмен опытом.

17. Контроль за образовательной деятельностью дошкольной организации. Лицензирование в условиях ФГОС ДО.

18. Решение проблем.

19. Психологическая поддержка.

Вопрос: Рособрнадзор в своем письме от 01.01.2001 указывает на то, что переходный период на ФГОС ДО устанавливается до 1 января 2016 года. Означает ли это, что на разработку новых основных образовательных программ и других нормативно-правовых актов, связанных с внедрением ФГОС ДО нам выделяется 2 года и до 2016 года мы можем работать по своим текущим программам?

В соответствии с частью 6 статьи 12 действующего ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

Таким образом, с момента вступления в силу ФГОС ДО (с 1 января 2014 года) дошкольная организация обязана обеспечить соответствие своих образовательных программ его требованиям.

При этом в условиях незавершенного цикла проведения экспертизы и формирования реестра примерных основных образовательных программ жесткий контроль за переходом на новые основные образовательные программы к образовательным организациям применяться не должен.

Именно об этом и пишет Рособрнадзор, в упомянутом Вами письме, № /05-382 от 01.01.2001. http://*****/common/upload/doc_list/pismo_v_subekty. pdf, указывая не недопустимость соответствующих требований к дошкольным организациям в этот период.

В этом же письме Рособрнадзор, конкретизируя этот период, ссылается на письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки от 01.01.01 года №08-5. Согласно данному письму в течение трех месяцев после утверждения проекта приказа Минобрнауки России, устанавливающего порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра, экспертизу пройдут не менее двух примерных основных образовательных программ дошкольного образования.

С этого момента, вышеупомянутый незавершенный цикл завершится и уполномоченные государственные органы получат полное право требовать от дошкольной организации соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС ДО.

А вот свои наименования и уставы дошкольные организации смогут дорабатывать и утверждать вплоть до декабря 2015 года, чтобы с 1 января 2016 года, согласно также упомянутой в письме Рособрнадзора части 5 статьи 108 «Об образовании в Российской Федерации» от 01.01.01 года обеспечить их полное соответствие требованиям данного Закона.


ФГОС ДО устанавливает ТРЕБОВАНИЯ: 1. к структуре Программы 2. к условиям, включающим требования к психолого-педагогическим, кадровым, финансовым условиям и к предметно- пространственной среде; 3. к результатам, представленные в виде целевых ориентиров дошкольного образования.


ЦЕЛИ ФГОС ДО обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении дошкольного образования; сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования; обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения.


В ФГОС ДО - главное не результат, а условия! ФГОС ДО направлен на всестороннее развитие ребенка, носит детоцентристский характер. Обеспечивает здоровье, безопасность и здоровый образ жизни ребенка. Что изменяется? Повышается степень ответственности руководителя. Сохраняется уникальность, специфика, вариативность дошкольного детства. Дошкольное детство не привязано к школе.


Разработчики ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ выступают против одной (единой) программы! Должна быть возможность выбора! Основная образовательная программа (ООП) определяется как: «Программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития ребёнка, а не обучения!» Стандарт не предусматривает проведение аттестации детей, оцениваются условия, эффективность и качество работы с ребенком.


Задачи методических служб: - создание ЕИОС для доступа к информации для всех субъектов образовательного процесса; - формирование банка педагогической информации, направленной на решении задач введения ФГОС ДО; - анализ и обобщение опыта введения ФГОС ДО; - распространение (выпуск и тиражирование) инновационного педагогического опыта; - ознакомление и обеспечение педагогических работников с новинками литературы по проблематике ФГОС ДО.


Формы работы Мониторинг готовности ДОУ и результатов перехода на ФГОС Развитие дистанционных форм поддержки ДОУ, сетевых сообществ педагогов Повышение квалификации и переподготовка педагогов (в т.ч. тьюторов в районах) Информационное и научно-методическое сопровождение деятельности ДОУ – инновационных площадок по введению ФГОС Подготовка кейса документов и методических разработок к внедрению ФГОС ДО (на основе межведомственного взаимодействия) Формирование медиатеки, банка инновационных предложений на основе платформы «Информация для всех» (виртуальный детский сад) Диссеминация эффективного опыта ДОО


ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Требования к развивающей предметно-пространственной среде Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Требования к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования


МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОО Принципы -Развивающего обучения; -интеграции; - научности Совместная деятельность воспитателя и ребенка Самостоятельная деятельность детей Ребенок: овладение интегративными качествами Формы работы Цель: создать оптимальные условия для компетентностного подхода в сфере социально-личностного развития дошкольников с учетом его физического и психического здоровья, интеллектуального развития для реализации психолого-педагогической готовности к обучению в школе и адаптации окружающему социуму Чтение Решение проблемных ситуаций Беседа разговор Эксперимент- титрование Наблюдение Игра Подход -культурологический; -деятельностный -личностный


Методическое сопровождение Нормативно-правовые задачи: создание банка документации по вопросам введения ФГОС ДО, поддержание его в актуальном и оперативном состоянии, размещение его на сайтах органов управления образованием и муниципальных методических служб разработка методических рекомендаций по проектированию программы и созданию пакета локальных нормативно-правовых актов ДОО, обеспечивающих введение стандарта


Методическое сопровождение разработки и реализации ООП Информационные задачи: создание образовательной карты района, города с целью эффективной организации сетевого взаимодействия в рамках реализации ФГОС ДО; предоставление информации о реализации ФГОС ДО (публичные отчеты, статистические данные, муниципальные программы развития системы образования).


Методическое сопровождение разработки и реализации ООП Консультационные задачи: организация работы муниципального консультационного пункта по разработке и реализации ОП дошкольного образования; обеспечение консультационной поддержки дошкольных образовательных организаций по вопросам введения ФГОС ДО; проведение обучающих, проектировочных, практико- ориентированных семинаров, дискуссионных площадок; организация деятельности виртуальных методических кабинетов, проведение вебинаров, интернет-форумов; проведение мастер-классов педагогов дошкольных образовательных организаций.


Новые формы методической работы на основе ИКТ электронные рассылки материалов он-лайн конференции, семинары вебинары; скайп-консультации; мастер-классы, тематические консультации в интерактивном режиме на сайтах муниципальных методических служб; виртуальные методические выставки образовательных ресурсов


Направления методического обеспечения введения ФГОС ДО на муниципальном уровне Методическое сопровождение разработки и реализации основных образовательных программ; Методическая работа с педагогическими кадрами, обеспечивающими введение ФГОС ДО; Поддержка образовательных организаций, их взаимодействие друг с другом и социальными партнерами; Информационное сопровождение муниципальной системы образования и ДОО.




Формирование банка данных нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального уровней, локальных актов, регламентирующих введение и реализацию ФГОС ДО. Разработка плана методического сопровождения введения ФГОС в ДОО. Организация непрерывного повышения квалификации по проблеме введения ФГОС; повышение квалификации педагогических работников через систему внутреннего обучения. Проведение инструктивно-методических совещаний и обучающих семинаров по вопросам введения ФГОС ДО. Приоритетные направления методического обеспечения введения ФГОС ДО в дошкольной образовательной организации


ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО Направление деятельности Нормативно-правовое обеспечение Материально- техническое Положения о различных объектах инфраструктуры учреждения с учетом требований ФГОС ДО к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности воспитательно- образовательного процесса и оборудования помещений. -Положение о методическом кабинете (сопровождении) (общие положения, задачи и направления деятельности методического кабинета, руководство и планирование работы методического кабинета, оснащение методического кабинета) -Положение о музыкальном зале. -Положение о физкультурном зале. -Положение об изостудии. и т.д.


ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО Направление деятельности Нормативно-правовое обеспечение Финансовое 1. Положение об оплате труда и материальном стимулировании работников образовательного учреждения 2. Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников образовательного учреждения. 3. Получение лицензии на реализацию дополнительных образовательных услуг 4. Положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг (постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. N 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг").


ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО Нормативно-правовое обеспечение Информацион ное 1. Положение об организации и проведении самообследования и публикация публичного отчета образовательного учреждения. 2. Положение об Интернет-сайте образовательного учреждения (Федеральный закон от ФЗ, ст.29; постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. N 582 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации")


ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО Направление деятельности Нормативно-правовое обеспечение Кадровое 1. Должностные инструкции работников образовательного учреждения (приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»). 2. Приказ об утверждении плана-графика повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательного учреждения в связи с введением ФГОС ДО. 3. Приказы, положения об обобщении опыта участников конкурсных мероприятий 4. положения, приказы о работе тьюторов и наставников для молодых специалистов


ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО Направление деятельности Нормативно-правовое обеспечение Организацион ное 1. Устав образовательного учреждения (Федеральный закон от ФЗ, ст.25). 2. Правила внутреннего распорядка образовательного учреждения. 3. Договор образовательного учреждения с учредителем. 4. Договор образовательного учреждения с родителями (законными представителями) воспитанников. 5. Приказ об утверждении плана-графика (сетевого графика, дорожной карты) введения ФГОС ДО в образовательном учреждении. 6. Приказ о создании в образовательном учреждении рабочей группы по введению ФГОС ДО 7. Приказ об организации семинаров по обучению педагогических работников 8. Приказ об организации консультативной помощи родителям


ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО Направление деятельности Нормативно-правовое обеспечение Научно- методическое 1. Приказ об утверждении основной образовательной программы дошкольного образования образовательного учреждения (Федеральный закон от ФЗ, ст.12). 2. Положение о системе внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении. 3. Приказ о создании рабочей группы разработке профессионального стандарта педагога ДОО 4. Приказ об утверждении показателей и критериях эффективности деятельности и т.д.


Проведено анкетитрование слушателей курсов о проблемах введения ФГОС ДО Создана видеотека методических материалов Подготовлено 90 модераторов стажировочных и апробационных площадок На 4 стажировочных площадках подготовлены тьюторы, которые проводят самостоятельные выездные занятия. ДОУ 4,7,12,14 г. Курчатова и ДОУ 33,76,77,97,98,116,122,128 г. Курска принимают активное участие в формировании методической видеотеки и проведении курсов повышения квалификации На базе про-гимназии «Радуга» идет апробация модели образовательного процесса на основе примерной образовательной программы «Миры детства», в том числе работа по взаимодействию с родителями (детский календарь) Изданы методические рекомендации, обобщающие опыт работы детских садов г. Курчатова, г. Курска. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФГОС ДО



Информационное сопровождение введения ФГОС ДО

Консультационная поддержка ФИРО

ФГОС ДО. Вопросы и ответы для всех участников образовательных отношений

Информационное сопровождение введения ФГОС ДО осуществляется по пяти направлениям, соответствующим основным группам участников образовательных отношений:

  1. Родители.
  2. Дошкольные организации. Педагоги. Руководители.
  3. Партнеры ДО.
  4. Органы управления образованием. Муниципальные. Региональные. Федеральные.
  5. Другие участники образовательных отношений.

Для каждой из групп предусмотрен свой раздел системы информационной поддержки. Вопросы, связанные с внедрением ФГОС ДО по содержательному принципу собраны в следующие группы вопросов:

  1. Содержание. Вопросы на понимание содержания ФГОС ДО и новых требований к образовательной деятельности.
  2. Нормативно-правовое обеспечение . Вопросы, связанные с нормативно-правовым обеспечением деятельности образовательной организации, работающей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
  3. Сроки. Вопросы, связанные со сроками перехода на ФГОС ДО, графиками разработки нормативно-правовой организации и подготовки другой необходимой сопроводительной документации, а также сроки других мероприятий, связанных с внедрением ФГОС ДО..
  4. Педагогическая деятельность . Кадровое обеспечение. Вопросы, связанные с подготовкой педагогических кадров и информационно-консультационной поддержкой педагогов на этапе перехода на ФГОС ДО.
  5. Работа с родителями. Вопросы, связанные с организацией, нормативным обеспечением взаимодействия ДО с родителями.
  6. Вопросы, связанные с коррекционной педагогикой и соответствующим обеспечением образовательной деятельности.
  7. Вопросы, связанные с организацтей дополнительного образования дошкольников, оказанием дополнительных услуг за дополнительную плату внутри ДО/за пределами ДО.
  8. Материально-техническое обеспечение. Вопросы, связанные с новыми требованиями к МТУ образовательной деятельности ДО, в том числе, с комплектованием предметно-пространственной среды, комплектования учебно-методическими и дидактическими материалами и пр.
  9. Финансовое обеспечение. Вопросы, связанные с финансированием образовательной деятельности, соответствующей требованиям ФГОС.
  10. Управление. Вопросы руководителей дошкольных организаций, связанные с организацией процесса перехода на ФГОС и общим управлением ДО в новых условиях, в том числе, связанных с хозяйственной деятельностью.
  11. Ответственные лица . Вопросы, связанные с поиском ответственных в принятии решений, связанных с образовательной деятельностью дошкольной организации.
  12. Отчетность и ЕИС. Вопросы, связанные с подготовкой различных формам отчетности и сроков их предоставления, а также с различными требованиями о предоставлении данных в различные органы, требования к информационным системам дошкольной организации и взаимодействию с централизованными информационными системами.
  13. Связь с предыдущим. Вопросы о возможности использования предыдущего опыта, используемых программ, материально-технического обеспечения и т.д. в условиях ФГОС.
  14. Мероприятия. Вопросы о мероприятиях, которые проводятся и могут проводиться на этапе внедрения ФГОС.
  15. Обмен опытом. Вопросы-просьбы описать примеры, опыт реализации мероприятий по внедрению ФГОС или его составляющих в регионах и отдельных образовательных организациях.
  16. Решение проблем. Вопросы-просьбы о содействии во взаимодействии с органами управления образованием, институтами повышения квалификации, институтами развития образования и пр.
  17. Психологическая поддержка. Вопросы нервно-рефлексивного характера, демонстрирующие личное отношение к различным документам, мероприятиям и деятельности ответственных лиц, требующие поддержки профессионального психолога.

Информационная поддержка осуществляется на федеральном информационном портале:_______

ДОШКОЛЬНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ

ФГОС ДО «по полочкам». Вопросы и ответы для дошкольных организаций

Глоссарий, раскрывающий значение используемых во ФГОС ДО понятий находится в разработке.

2 Нормативно-правовое обеспечение. Вопрос: Есть ли единый перечень нормативно – правовых актов, обеспечивающих введения ФГОС в образовательной организации.

Ответ: Единый перечень нормативно-правовых актов в настоящее время находится в стадии разработки и согласно Плану действий по обеспечению введения ФГОС ДО, утвержденному Министерством образования и науки РФ (далее – План действий) будет сформирован к июню 2014 года. План действий опубликован на сайте ФИРО: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/Plan_FGOS_DO.pdf

Нормативно-правовое обеспечение будет включать документы федерального уровня, регионального, уровня учредителя образовательной организации, а также институционального уровня (уровня образовательной организации). На федеральном уровне в дополнение к ФГОС ДО будут разработаны Методические рекомендации по разработке на основе ФГОС ДО основной образовательной программы дошкольного образования; письма Минобрнауки с разъяснениями по отдельным вопросам введения ФГОС ДО; порядок приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования; примерные формы договоров на обучение по образовательным программам дошкольного образования, а также типовые формы локальных нормативно-правовых актов. Остальное нормативно-правовое обеспечение, которым должна руководствоваться образовательная организация, обеспечивается субъектами РФ, учредителями образовательной организации и самой организацией.

Вопрос: Существует ли утвержденный федеральный реестр примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования на основе ФГОС ДО? Ответ: На сегодняшний день реестр находится в стадии разработки. По Плану действий должен быть введен в действие в течение первого квартала 2014 года. Вопрос: На какие нормативные документы и/или методические рекомендации можно опираться при составлении или изменении основной образовательной программы дошкольной организации и Устава организации на основе ФГОС ДО?

Ответ: Основанием для разработки (изменения) основных общеобразовательных программ дошкольного образования является исключительно федеральный государственных образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Примерные программы дошкольного образования после прохождения экспертизы на соответствие ФГОС ДО и последующего включения в Федеральный реестр примерных образовательных программ могут быть использованы в качестве ориентира /методического основания для разработки основных образовательных программ. При составлении основной образовательной программы ДО также можно (но не обязательно) воспользоваться Методическими рекомендациями по разработке на основе ФГОС ДО основной образовательной программы дошкольного образования Минобрнауки, которые будут опубликованы ориентировочно в июле 2014 года. Вопрос: Существуют ли действующие нормативные требования или рекомендации с учетом ФГОС ДО по оформлению и ведению документации педагогических работников дошкольных организаций, которые необходимо предъявлять при проверках РОСОБРНАДЗОРА? Ответ: Данный вопрос регламентируется нормативными документами Рособрнадзора, а также уполномоченными структурами в субъектах РФ. ФГОС ДО данный вопрос не регламентирует.

3 Сроки. Вопрос: Установлен ли срок на переход ДОУ на ФГОС ДО?

Ответ: В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» программы дошкольного образования, реализуемые образовательными организациями должны соответствовать ФГОС ДО с момента вступления закона в силу, т.е. уже с 1 сентября 2013 года. Приказом от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» дата 1 января 2014 года обозначена как дата отмены ранее действовавших Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и вступления в силу ФГОС ДО. При этом, Рособрнадзор обращает внимание в своем Письме от 07.02.2014 № 01-52-22/05-382 на статью 108 часть 5 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно которой наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом не позднее 1 января 2016 года и подчеркивает недопустимость требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения своих уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО в условиях незавершенного цикла проведения экспертизы и формирования реестра примерных основных образовательных программ. Таким образом, срок переда ДОУ на ФГОС ДО определен периодом, начинающимся со дня включения в Реестр прошедших экспертизу Примерных основных образовательной программ (хотя бы одной) и завершающимся не позднее 1 января 2016 года.

4 Педагогическая деятельность. Кадровое обеспечение.

Ответ: В плане Минобранауки разработка таких методических рекомендаций не предусмотрена. Штатное расписание образовательной организации и должностные инструкции ее работников разрабатываются самой организацией с учетом условий и требований осуществляемой образовательной деятельности, а также реализуемых основных образовательных программ. Для кадрового обеспечения условий качественной реализации программ ФГОС ДО обозначает единственное требование – непрерывное сопровождение педагогическими и учебно-вспомогательными работниками в течение всего времени их реализации в Организации или в Группе. При составлении штатного расписания образовательная организация может ориентироваться на Нормативы по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады) определяются действующим Постановлением Минтруда РФ от 21.04.1993 N 88. При разработке должностных инструкций сотрудников образовательная организация может ориентироваться на «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденные Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н (http://www.rg.ru/2010/10/20/teacher-dok.html).

5 Работа с родителями. Вопросы, связанные с организацией взаимодействия с родителями принимаются.

6 Коррекционная работа с детьми.

7 Дополнительное образование. Дополнительные услуги.

8 Кадровое обеспечение.

9 Материально-техническое обеспечение.

10 Финансовое обеспечение.

11 Управление.

12 Ответственные лица.

13 Отчетность и ЕИС.

14 Связь с предыдущим.

Вопрос: Что делать организациям, которые давно и успешно работают по программам, разработанным на основе одной из распространенных в РФ комплексных программ?

Ответ: Все образовательные организации должны переработать свои основные образовательные программы или разработать новые для обеспечения их соответствия требованиям ФГОС ДО. В том числе, все используемые ранее и распространенные программы должны быть переработаны и приведены в соответствие с ФГОС ДО и только после этого могут быть использованы в качестве базы для разработки основной образовательной программы дошкольного образования.

15 Мероприятия.

16 Обмен опытом.

17 Контроль за образовательной деятельностью дошкольной организации. Лицензирование в условиях ФГОС ДО.

18 Решение проблем.

19 Психологическая поддержка.



Похожие публикации