Инженерные системы и сети в строительстве

Подлинный кагор: сколько градусов в нем? Кагор, церковный кагор, символичность кагора. Почему в Православная церковь в таинствах использует только кагор  Почему кагор церковное вино

Кагор - это одно из самых экстрактивных виноградных вин, которое обладает густым и насыщенным, но в то же время мягким и бархатистым вкусом с тонами чернослива, черной смородины, малины, вишни, терна, паслена, молочных сливок. Самые высококачественные кагоры проявляют шоколадные тона.

Цвет вина рубиново-красный, гранатовый, яркий, живой, алый, напоминающий кровь. В процессе выдержки приобретаются луковичные и кирпичные тона. В аромате вина обнаруживаются уваренные плодовые нюансы со слабой карамелизацией, кофейно-шоколадные и вишнево-черносмородиновые оттенки.

Кагор является, пожалуй, единственным представителем группы типовых классических вин, изготовленных по заказу, который был сделан Русской Православной Церковью с целью совершения в воспоминание искупительной жертвы Иисуса Христа Таинства Евхаристии (Благодарения).

Своим именем он обязан французскому городу Кагор, расположенному недалеко от Пиренеев, в окрестностях которого выращиваются интенсивно окрашенные сорта винограда - Саперави, Каберне-Совиньон, Матраса, Бастардо, Мерло и др. Такой ответственный заказ мог быть поручен только опытным виноделам, знакомым с технологией производства красных вин. Что касается сорта и качества вина, употребляемого в богослужении, то об этом сказано в «Известии учительном» - «Для совершения Таинства Евхаристии должно употребляться вино виноградное, так как на таком именно вине совершил Таинство Сам Спаситель. Виноградное вино должно быть красное, чтобы внешним видом изображало для чувственных взоров преестественную кровь Спасителя, подаваемую в Евхаристии, тем более, что несомненно употребление Спасителем на Тайной Вечере вина именно красного, которое было в общем употреблении в Палестине. И Святая Церковь искони употребляла в Таинстве Евхаристии красное виноградное вино».

Древняя Русь, не имея своих виноградников, не установила четкого вкусового отношения к вину. Нашим предкам больше нравилось вино сладкое, как и другие хмельные напитки, содержащие сахар (мед, пиво) поэтому и заказанное французам церковное вино имело традиционный вкус - сладкий.

История Русского церковного вина берет свое начало в XVII веке. В первые годы распространения христианства на Руси церковное вино ввозилось из Греции священниками - греками, а затем для этой цели использовались итальянские вина.

Стоглавый Собор 1551 года допускал употребление в монастырях только фряжского вина (фрягами русские летописцы называли итальянцев). В дальнейшем вино закупалось русской церковью на Моложской, Макарьевской и Новгородской ярмарках у иностранных купцов.

И только в начале XVII века персидские купцы привезли в Астрахань закавказские виноградные лозы и передали их местному монаху для посадки вблизи монастыря. Урожай этих лоз дал первое церковное вино в России. В 1613 году повелением царя Михаила Федоровича монаху было поручено поставлять вино для церковного стола и в 1658 году воевода Ромадановский отправил в Москву 41 бочку церковного вина. Из царской грамоты от 17 января 1659 года на имя астраханских воевод князя Дмитрия Львова и Никифора Беклемешева известно, что казенным виноделием заведовал Паскаюнос Падавин, которому было приказано приготовлять исключительно церковное вино. Воеводы были обязаны следить за тем, чтобы отданные в обучение русские люди несколько «навыкли» в деле приготовления церковного вина и могли без мастера делать хорошее вино.

Произведенное вино поступало в соборы, монастыри и церкви только с ведения Святого Синода, который получил это право в 1733 году. В это время в качестве церковного вина использовались волошские и молдавские вина. Эти вина, производимые в винодельческих районах России были сухими. В остальных регионах применяли завозные заморские вина. Страны-производители выбирали для отправки вина крепленные, которые лучше переносили длительное морское транспортирование. В XVII-XIX веках такими были вина типа Кагор из Франции и Беникарло - из Испании.


Чаша хорошего кагора с кусочком свежевыпеченной французской булки — любимое средство патриарха Кирилла для поддержания сил во время святых молитв или чтения церковных книг.


К концу XIX века представление о церковном вине сложилось как о сладком, умеренно - крепком, интенсивно - красном и без примесей. Из русских церковных вин в наибольшей мере этим требованиям отвечали крымские вина. В Крыму инициатором производства такого вина проявил себя владелец знаменитых Гурзуфских садов Губонин. К этому времени десертные вина типа Кагор распространились по всей территории России, как церковные. Вместе с тем, церковью употребляются и красные сухие вина.

Церковное вино на основании решения Московского съезда виноградарей и виноделов от 1902 года «выделяется из всей массы вин, потребляемых в России, в совершенно отдельную группу, подлежащую ведению духовного ведомства и может быть церковно-богослужебным сладким и церковно-богослужебным сухим».

Большая потребность в церковном вине, которое расходовалось не только для нужд церкви, но и для свадебных торжеств, именин, поминок, а также и во время болезней, так как народ приписывал ему целебные свойства, приводила к его немыслимой фальсификации. Искусственные вина этого типа производились в Москве, Ростове, Одессе, Нижнем Новгороде из воды, черничного морса, хлебного спирта, свекловичного сахара, патоки, чернослива, а нередко с добавлением сахарина, анилинового красителя, салициловой кислоты.

Случаи фальсификации как зарубежных, так и отечественных вин отмечают еще в XVII веке. Новоторговый устав 1667 года устанавливал необходимость соблюдения качества церковного вина «...церковного (вина) ввозить доброго, без подмесу, для церковных потреб...» Был издан даже ряд царских указов по поводу качества церковных вин и мерам по предотвращению их подделок. Указ от 1683 года давал право на беспошлинный ввоз вина из-за границы, а другой указ устанавливал рублевую пошлину. В обоих случаях особо определялось наказание за фальсификацию вина.

В результате многолетних обсуждений пришли к выводу, что лучшим вариантом борьбы с этим злом послужит обеспечение надлежащего контроля со стороны церкви, начиная с процесса переработки винограда и кончая розливом готового вина.


История церковного вина делается и в наше время. В агрофирме «Южная» на Тамани изготовлено вино Церковное, освященное патриархом Московским и Всея Руси Алексием II, ставшее лауреатом многих международных конкурсов, получило признание и благословение вино Благодать. Вот что пишет создателям Благодати Митрополит Ставропольский и Бакинский Гедеон: «Уникальное церковное вино Благодать... полностью соответствует тем строгим требованиям, которые предъявляются к вину, используемому в Богослужении, тем более, в Таинстве Евхаристии... Изделие, названное Вами Благодать да освещается Благодатию Всесвятого Духа и да будет всем причащающимся от нея детям России во здравие души и тела».

Следует отметить, что понятия «Кагор» и «церковное вино» не являются синонимами. Церковное вино может быть представлено только Кагором или Беникарло, а также их смесью. Однако не каждый Кагор может использоваться в качестве церковного вина. Например, старый высококачественный Кагор, в окраске которого преобладают луковичные кирпичные тона, при трехкратном разбавлении водой не сможет отвечать по этому показателю требованию церковного вина.

Таким образом, Кагор, первоначально изготовленный как церковное вино в дальнейшем расширил свое значение, став основателем специальной группы вин. К Кагорам относят высокоэкстрактивные сладкие вина с интенсивной красной окраской, проявляющие во вкусе черносмородиновые, вишнево-терновые и другие специфические тона, обусловленные сортом винограда и технологией.



Прилавок в храме с ассортиментом освященных кагоров.


Кагор - пасхальное вино

Какая же Пасха без бутылочки хорошего "Кагора"?!

Ритуальным вином на Пасху является, конечно же, кагор, виноградное вино цвета спелой вишни, символ крови Христа. Им причащаются в храме и взрослые, и дети.

Есть во Франции славный город Каор, в котором в давние времена придумали новый способ обработки винограда. Отжатый сок вместе с мезгой нагревали до температуры, пару десятков градусов не дотягивающей до кипения, сцеживали сусло и некоторое время заставляли его «побродить». Затем молодое вино «старилось» в специальных емкостях и года через 3 было готово к употреблению.

В России Кагор завезли при Петре Первом. Не картошкой единой и не табаком заморским славен был Великий государь. Но завезено было уже не то вино, изобретенное в окрестностях Каора, а крепленое спиртом. В петровские же времена в России было налажено производство этого напитка.

Вино своим цветом и консистенцией настолько напоминало кровь, что с давних пор оно использовалось в церковных обрядах, как «кровь Христова». Со временем потребности церкви в этом вине росли, и производство его в России расширялось. К тому же нашлись гурманы, которые были не прочь отведать Кагора и за пределами храма.



Святой пасхальный набор.


Со временем у этого вина были отмечены особые свойства, в частности, оно оказалось полезно для больных малокровием и людей, пострадавших от кровопотери. Принимаемый в небольших дозах, этот чудесный напиток поднимает аппетит, улучшает пищеварение и сон.

Многие медики и виноделы утверждают, что Кагор - единственное вино, не разрушающее, а даже наоборот, укрепляющее печень. Более того, Кагор также благотворно влияет на работу желудка и сердечно-сосудистой системы, помогает при простудах.

Подобный напиток можно приготовить и дома, но при одном условии: если у хозяйки осталось варенье из малины, вишни и крыжовника.

Домашнее пасхальное вино
Ингредиенты:
80 г сиропа от варенья из малины, 80 г сиропа от варенья из вишни, 320 г сиропа от варенья из крыжовника, 500 мл водки.
ПРИГОТОВЛЕНИЕ
Сироп разлить в две бутылки из расчета: 1 часть малины, 1 часть вишни и 4 части крыжовника.
Залить его водкой и тщательно взбалтывать, пока сироп полностью не растворится в водке.
Получается вино темно-рубинового цвета и вкуса необыкновенного.

Кагор является, пожалуй, единственным представителем группы типовых классических вин, изготовленных по заказу, который был сделан Русской Православной Церковью с целью совершения в воспоминание искупительной жертвы Иисуса Христа Таинства Евхаристии (Благодарения).

Своим именем он обязан французскому городу Кагор , расположенному недалеко от Пиренеев, в окрестностях которого выращиваются интенсивно окрашенные сорта винограда - Саперави, Каберне-Совиньон, Матраса, Бастардо, Мерло и др. Такой ответственный заказ мог быть поручен только опытным виноделам, знакомым с технологией производства красных вин. Что касается сорта и качества вина, употребляемого в богослужении, то об этом сказано в «Известии учительном» - «Для совершения Таинства Евхаристии должно употребляться вино виноградное, так как на таком именно вине совершил Таинство Сам Спаситель. Виноградное вино должно быть красное, чтобы внешним видом изображало для чувственных взоров преестественную кровь Спасителя, подаваемую в Евхаристии, тем более, что несомненно употребление Спасителем на Тайной Вечере вина именно красного, которое было в общем употреблении в Палестине. И Святая Церковь искони употребляла в Таинстве Евхаристии красное виноградное вино».

Древняя Русь, не имея своих виноградников, не установила четкого вкусового отношения к вину. Нашим предкам больше нравилось вино сладкое, как и другие хмельные напитки, содержащие сахар (мед, пиво) поэтому и заказанное французам церковное вино имело традиционный вкус - сладкий.

История Русского церковного вина берет свое начало в XVII веке. В первые годы распространения христианства на Руси церковное вино ввозилось из Греции священниками - греками, а затем для этой цели использовались итальянские вина. Стоглавый Собор 1551 года допускал употребление в монастырях только фряжского вина (фрягами русские летописцы называли итальянцев). В дальнейшем вино закупалось русской церковью на Моложской, Макарьевской и Новгородской ярмарках у иностранных купцов. И только в начале XVII века персидские купцы привезли в Астрахань закавказские виноградные лозы и передали их местному монаху для посадки вблизи монастыря. Урожай этих лоз дал первое церковное вино в России. В 1613 году повелением царя Михаила Федоровича монаху было поручено поставлять вино для церковного стола и в 1658 году воевода Ромадановский отправил в Москву 41 бочку церковного вина. Из царской грамоты от 17 января 1659 года на имя астраханских воевод князя Дмитрия Львова и Никифора Беклемешева известно, что казенным виноделием заведовал Паскаюнос Падавин, которому было приказано приготовлять исключительно церковное вино. Воеводы были обязаны следить за тем, чтобы отданные в обучение русские люди несколько «навыкли» в деле приготовления церковного вина и могли без мастера делать хорошее вино.

Произведенное вино поступало в соборы, монастыри и церкви только с ведения Святого Синода , который получил это право в 1733 году. В это время в качестве церковного вина использовались волошские и молдавские вина. Эти вина, производимые в винодельческих районах России были сухими. В остальных регионах применяли завозные заморские вина. Страны-производители выбирали для отправки вина крепленные, которые лучше переносили длительное морское транспортирование. В XVII-XIX веках такими были вина типа Кагор из Франции и Беникарло - из Испании.

К концу XIX века представление о церковном вине сложилось как о сладком, умеренно - крепком, интенсивно - красном и без примесей. Из русских церковных вин в наибольшей мере этим требованиям отвечали крымские вина. В Крыму инициатором производства такого вина проявил себя владелец знаменитых Гурзуфских садов Губонин. К этому времени десертные вина типа Кагор распространились по всей территории России, как церковные. Вместе с тем, церковью употребляются и красные сухие вина.

Церковное вино на основании решения Московского съезда виноградарей и виноделов от 1902 года «выделяется из всей массы вин, потребляемых в России, в совершенно отдельную группу, подлежащую ведению духовного ведомства и может быть церковно-богослужебным сладким и церковно-богослужебным сухим».

Большая потребность в церковном вине, которое расходовалось не только для нужд церкви, но и для свадебных торжеств, именин, поминок, а также и во время болезней, так как народ приписывал ему целебные свойства, приводила к его немыслимой фальсификации. Искусственные вина этого типа производились в Москве, Ростове, Одессе, Нижнем Новгороде из воды, черничного морса, хлебного спирта, свекловичного сахара, патоки, чернослива, а нередко с добавлением сахарина, анилинового красителя, салициловой кислоты. В то же время каноны Православной церкви предписывали, что «вино же не суть, и быть не могут вся соки от различных овощей и ягод источены, сие яблочный, грушевый, вишневый, терновый, малиновый и иные сим подобные...», «Кроме сего, оно не должно кисло, остро, не заплесневело, не загнило и чем-либо не мерзко было».

Митрополит Ставропольский и Бакинский Гедеон отмечает, что «хорошее церковное вино... очень и очень нужно, но только хорошее. Церковь причащает и больных и младенцев и умирающих и плохо, если вино будет некачественным, кислым, неприятным на вкус. Грех, соблазн и нарекания».

Случаи фальсификации как зарубежных, так и отечественных вин отмечают еще в XVII веке. Новоторговый устав 1667 года устанавливал необходимость соблюдения качества церковного вина «...церковного (вина) ввозить доброго, без подмесу, для церковных потреб...» Был издан даже ряд царских указов по поводу качества церковных вин и мерам по предотвращению их подделок. Указ от 1683 года давал право на беспошлинный ввоз вина из-за границы, а другой указ устанавливал рублевую пошлину. В обоих случаях особо определялось наказание за фальсификацию вина.

В результате многолетних обсуждений пришли к выводу, что лучшим вариантом борьбы с этим злом послужит обеспечение надлежащего контроля со стороны церкви, начиная с процесса переработки винограда и кончая розливом готового вина.

История церковного вина созидается и в наше время. В агрофирме «Южная» на Тамани изготовлено вино Церковное , освященное патриархом Московским и Всея Руси Алексием II, ставшее лауреатом многих международных конкурсов, получило признание и благословение вино Благодать . Вот что пишет создателям Благодати Митрополит Ставропольский и Бакинский Гедеон: «Уникальное церковное вино Благодать... полностью соответствует тем строгим требованиям, которые предъявляются к вину, используемому в Богослужении, тем более, в Таинстве Евхаристии... Изделие, названное Вами Благодать да освещается Благодатию Всесвятого Духа и да будет всем причащающимся от нея детям России во здравие души и тела».

Следует отметить, что понятия «Кагор» и «церковное вино» не являются синонимами. Церковное вино может быть представлено только Кагором или Беникарло, а также их смесью. Однако не каждый Кагор может использоваться в качестве церковного вина. Например, старый высококачественный Кагор, в окраске которого преобладают луковичные кирпичные тона, при трехкратном разбавлении водой не сможет отвечать по этому показателю требованию церковного вина.

Таким образом, Кагор, первоначально изготовленный как церковное вино в дальнейшем расширил свое значение, став основателем специальной группы вин. К Кагорам относят высокоэкстрактивные сладкие вина с интенсивной красной окраской, проявляющие во вкусе черносмородиновые, вишнево-терновые и другие специфические тона, обусловленные сортом винограда и технологией.

14:54 31.03.2000

ВКонтакте Facebook Одноклассники

Традиции использования вина в ритуалах богослужений существуют с незапамятных времен. Первые упоминания о винограднике и виноградном вине мы находим в книге Бытия, в истории патриарха

Традиции использования вина в ритуалах богослужений существуют с незапамятных времен. Первые упоминания о винограднике и виноградном вине мы находим в книге Бытия, в истории патриарха Ноя. Ветхозаветные авторы свидетельствуют о том, что красное виноградное вино, именуемое в Библии «кровию виноградных ягод», было в широком употреблении у древнего израильского народа. Виноградная лоза была не только символом мира и достатка, но несла в себе и духовный смысл. Особенно ярко это проявляется в текстах Нового Завета, где лоза, виноград и вино, глубоко символичные образы того времени, постоянно используются в притчах. «Я есть истинная виноградная лоза, а отец Мой - виноградарь»,- говорит Иисус Христос.

Сцена Тайной вечерни дала начало многовековой традиции богослужения, послужив прообразом Таинства Причащения. Христос подал ученикам чашу вина со словами: «Пейте из нее все. В чаше сей кровь моя, которая изливается во оставлении грехов ваших. Сие творите в воспоминании обо мне». С тех пор верующие, причащаясь, под видом хлеба и вина вкушают самого тела и крови Христовой для вечной жизни. Каким должно быть церковное вино? В чем особенности красных десертных вин России? И почему фальсификация российских вин началась именно с этой категории винопродукции?
Стоглавым собором 1551 года в монастырях были разрешены к употреблению только «фряжские» красные вина из Генуи. На кораблях, вокруг Европы, через Архангельск «фряжское вино» доставлялось в Россию и закупалось церковью на Моложской, Макарьевской и Новгородской ярмарках. Конечно, это вино было очень дорогим. Поэтому уже в начале XVII столетия астраханские монахи высаживают вблизи монастыря закавказские виноградные лозы.
В 1658 году воевода Ромодановский отправляет в Москву 41 бочку церковного вина.

В XVII века в качестве церковного вина использовались монастырские вина волошских и молдавских виноградников. Однако российского вина для церкви явно не хватало - его производилось слишком мало. Чтобы покрыть этот дефицит, в конце XIX столетия Россия для нужд церкви закупает в Западной Европе большие партии густых красных сладких вин под названиями «Рогом» и «Беникарло». «Беникарло» было настоящим сладким вином из винограда и получило свое название от испанского города на Среднем море. Ну а слово «рогом» обозначает неопределенную смесь крепких напитков из Франции и Германии. То есть фальсификат церковного вина.
Собственно, период массовой фальсификации поставляемых в Россию сладких красных вин начинается с XVIII столетия - до начала массового импорта. Российские фальсификаторы не пугаются ни царских указов, ни постановлений Святейшего Синода, грозящих наказанием за их подделку. Хотя запреты на любые примеси невиноградного происхождения были суровые: «Кто дерзнет кроме самого виноградного вина, на иных винах и соках, или вино кислостию во оцет притворится, или с чем смешено будет, никакоже таинства совершит, но согрешит иерей тяжко, смертно».
Мошенники действуют нагло - в Москве, Нижнем Новгороде, Одессе, Ростове, изготавливая огромные партии подделок под именем «Церковное вино». В их доморощенных рецептах фигурируют «чихирь» (красное сухое вино северного Кавказа), вода, хлебный спирт, сахар, патока и даже черничный морс. Для подделки дорогих сортов церковных вин использовалось в смеси настоящее испанское «Беникарло»; дешевые сорта состояли в основном из «чихиря», воды, сахара и черничного морса, иногда с добавлением спиртных настоев ароматизированных трав.

Вольная продажа фальсифицированных напитков с названием «Церковное» составляла тогда в России около пяти миллионов декалитров в год. Они были дешевле водочных изделий, не облагались налогами и пользовались высоким спросом у населения. Так возник народный напиток, являвшийся, по сути, чернично-сахарным продуктом на воде, спирте и вине.
Для нужд 48000 церквей России ежегодно требовалось около 300 тысяч декалитров вина, а четкой регламентации по его происхождению, составу и качеству просто не существовало.
Решить эту проблему взялся состоявшийся в 1902 году в Москве первый российский съезд виноградарей и виноделов. Председательствовал на съезде выдающийся российский винодел князь Л.С. Голицын, стоявший за чистоту российских вин. Постановлением секции «Церковное вино» было решено определиться с двумя типами такого вина: первый - для нужд церкви, второй - для внецерковного потребления. Для нужд православной церкви разрешалось готовить два вида вина: сладкое красное вино типа кагор и сухое красное, к которому привыкло население южных регионов России. Кроме того, в постановлении подчеркивалось, что перепродажа церковного вина с целью наживы недопустима.
Вторым типом - для внецерковного потребления - и стало любимое народное вино кагор (по названию города Каор во Франции).
В обоих случаях разрешалось готовить вино только из винограда. Для повышения крепости можно было использовать только чистый виноградный ректификованный спирт; сахаристость вина можно было повышать только с помощью сгущенного виноградного сока.
Первый российский закон «О виноградном вине России» был утвержден 24 апреля 1915 года императором Николаем II. Целью закона было оградить вино от всякого рода подделок и использования в изготовлении посторонних материалов: сахара, хлебного или крахмало-паточного спирта, экстрактов трав, воды. В законе, в частности, были определены требования для производителей церковных вин: «Церковно-богослужебное вино готовят благонадежные и добросовестные винодельчиские фирмы для всех епархий, всех церквей Святейшего Синода».

Тогда же появились и технологические основы приготовления сладких церковных, а с ними и других отечественных красных десертных вин.
При поддержке Л.С Голицына их разработал профессор М.А. Ховренко, профессор М.Ф. Щербаков, виноделы “Магарача” и “Массандры” С.Ф. Охременко, И.А. Биянки, А.В. Келлер и другие.
Таким образом традиционное церковное виноделие с одной стороны и вкусы потребителя - с другой постепенно сформировали современные технологии производства красных десертных вин. Назовем лишь некоторые из них: “ Какгор Южнобережный”, “Кагор Украинский”, “Чумай”, “Узбекистон”, “Кюрдамир”, “Черный доктор”, “Золотое поле”, “Дагестан”, “Геташен” “мускат черный Массандра”, “Алеатико Аю-Даг”, “Прасковейское”, “кабардинское”, “Юбилейное Магарача”, “Ай-Серез”. В каждом из них - неповторимое гармоничное сочетание вкусовых оттенков6 от чернослива, топленых сливок или цареградских стручков - до какао, ванили и шоколада. Эти вина награждены десятками золотых и серебрянных медалей международных конкурсов. В них - многолетний творческий труд виноделов России, Украины, Молдовы, Азербайджана, Армении, Узбекистана.
Но в наше время, как и много лет назад, существует множество фальсифицированных церковных вин. Их выпускают под привлекательными названиями - “Церковное”, “Пасхальное”, “Монашеское”. Фальсификаторы снабжают бутылки интригующими номерами на этикетках и описаниями несуществующих лечебных свойств, совершенно не учитывая канонических требований церковного виноделия. В них чаще всего - все тот же, знакомый нам “коммерческий” набор ингредиентов: вино, вода, сахар, спирт, травы.
По старинным российским традициям церковное вино должно быть не только густой окраски, сладким и умеренно крепким, но, чтобы свершилось Таинство Причастия, оно должно быть изготовлено только из чистого виногадного сока без каких-либо посторонних примисей.
Предоставлено журналом «Российский альманах вин».

Близится Пасха, Воскресение Христово - один из самых главных, любимых и чтимых в нашей православной стране праздников. Непременные атрибуты этого светлого праздника - писанки (крашеные яйца), пасхи, куличи и, конечно же, вино, символизирующее кровь Христа.
Но не всякое вино подойдет к пасхальному столу, лишь специальное - церковное. Конечно же, речь идет о кагоре - «церковном» вине, вине для причастия. Кагор - это немаловажная, прошедшая через века часть православной культуры.

Среди огромного количества наименований различных вин, кагор занимает особое, значимое положение в табеле о рангах вин. Кагор является крепленым красным десертным вином, которое имеет терпкий и достаточно мягкий вкус, в котором присутствуют оттенки чернослива или смородины, шоколада или какао.

Родиной кагора является Франция, свое название это вино получило в честь маленького провинциального городка на Юго-Западе страны, Каор /Kahors/. Город Каор имеет достаточно уникальное географическое расположение: 200 километров от Атлантического океана, столько же от Средиземного моря и от Пиренейских гор. Здесь и было впервые получено вино каор из гроздей специфического винограда «Мальбек» /оксеруа/ , который произрастает именно в этой местности. Произошло рождение этого уникального напитка в середине 13 века. При этом технология приготовления этого напитка существенно отличалась от классического приготовления вина.

Вначале производили прессование собранного винограда. Для усиления насыщенности ароматическими и вкусовыми веществами /экстрактивности/, полученный, но еще не перебродивший виноградный сок /сусло/ нагревали в специальной печи и выдерживали при температуре около 70 градусов около 24 часов. Затем проводилось естественное охлаждение сусла. После этого проходил процесс брожения, далее, выдерживая пропорции, в полученный напиток добавляли виноградный бренди. Полученное вино, каор, выдерживали в деревянных бочках, при этом срок выдержки существенно улучшал качество напитка. Все эти технологические приемы производства каора позволяли получить вино достаточно крепким, густым, с присутствием в нем характерных тонов варенья и шоколада. При этом цвет вина получался темно рубиновый, поэтому каор прозвали черным вином.

Со временем были замечены лечебные свойства этого оригинального вина. Напиток способствовал укреплению печени и кроме этого улучшал работу желудочно-кишечного тракта и сердечно сосудистой системы. Каор стал известен за пределами Франции, его слава докатилась и до Российской империи. Первым популяризатором каора в России стал царь Петр 1, которому лучшие лекари того времени рекомендовали пить этот напиток для улучшения работы желудочно-кишечного тракта. Другим популяризатором этого вина стала наша Православная Церковь, потому что, именно красное вино в Русской Православной Церкви считалось символом Крови Христовой и этот напиток используется во многих религиозных обрядах. Вскоре Православная церковь приняла каор в качестве обрядового церковного вина.

До того времени в качестве церковного вина в обрядах использовались итальянские и греческие сладкие вина не всегда достаточно красные. Каор можно было разводить водой и он не терял своего кроваво-рубинового цвета. Но этот напиток имел один недостаток в понимании русских людей, он имел терпкий /не сладкий/ вкус и не очень нравился прихожанам. Так как, в те времена в России не было своих виноградников, то вино приходилось закупать в Италии и Испании. Предпочтение было отдано французскому каору, но в заказе французским виноделам было оговорено условие о том, что напиток должен быть сладким. Французы выполнили это условие, добавляя в процессе производства сгущенный виноградный сироп.

Каор стал поставляться в Россию в достаточно больших объемах, при этом название вина в русской речи трансформировалось в кагор. Вино полюбилось большинству россиян за свой сладкий и насыщенный букет цвета, вкуса и аромата. Этот напиток использовался в качестве церковного вина в обрядах и в быту во время православных праздников. Со временем кагора в России стало не хватать, так как уменьшились посадки винограда во Франции и увеличилось потребление в России. Поэтому в конце 19 века начались работы по подготовке и началу производства кагора в России. В Крыму /Гурзуф/ были заложены обширные виноградники сорта «Саперави» /красильщик/. Этот виноград обладал высокой сахаристостью и богатым содержанием красящих веществ в кожице.

Российский кагор шел, как и все в России, своим путем, который все дальше уводил его от своего французского родственника. Были разработаны свои отечественные технологии приготовления церковного вина, но название было оставлено прежним. По Крымской технологии, полученную мезгу из сорта винограда «Саперави», нагревают, а затем естественно охлаждают. При этом экстрактивные вещества переходят в сусло, которое затем сбраживают и добавляют виноградный спирт /бренди/, и сгущенный виноградный сироп. Для улучшения букета вкуса и аромата, лучшее вино выдерживают в деревянных бочках несколько лет, получая таким образом марочный кагор. Другая часть полученного вина разливается в бутылки и классифицируется, как «ординарное».

По альтернативной технологии, для получения кагора, используют виноград любых сортов, которые имеют высокую сахаристость: Саперави, Совиньон, Кахет, Матраса, Мористель, Каберне. При этом, виноград на лозе выдерживают дополнительное время, чтобы он подвялился и приобрел более высокое содержание сахара. Затем из винограда выдавливают сок, который частично сбраживают и, чтобы сохранить повышенное содержание сахара, в него добавляют виноградный спирт. Далее, полученный состав нагревают и выдерживают при температуре 65 градусов.

Прогресс не стоит на месте, к настоящему времени произошло заметное увеличение технологических способов производства церковного вина. Образовалась отдельная группа вин, к которой относятся десертные вина с высокой степенью экстрактивности, интенсивной рубиновой окраской, ярко выраженным вкусом и ароматом. Изменять эти параметры можно, используя различные сорта винограда и их соотношения, а также применяя различные технологические процессы. При этом можно получить букет с элементами малины, смородины, сливы, чернослива, шоколада и сливок.

Основные характеристики кагоров следующие:
-ординарные вина /не проходившие процесс выдержки в деревянных бочка должны содержать 16% спирта и 16% сахара.
-марочные вина /прошедшие процесс выдержки не менее трех лет/ имеют также крепость 16% спирта, а содержание сахара в них должно быть от 18-25%.

Кагор является достаточно универсальным вином, его можно употреблять до начала трапезы, во время и после еды. Здесь каждый человек определит для себя лучшее время для употребления этого сказочного напитка. Температура напитка должна быть комнатной, а при приеме в лечебных целях его следует слегка подогреть.

В настоящее время производится достаточно большой ассортимент кагорных вин.
-Россия: «Кагор №32» /используется,как церковное вино/, «Черные глаза», «Южная ночь», «Церковное», «Кагор Тамани», …
-Украина: самый знаменитый «Кагор Южнобережный», «Черный доктор», «Золотое поле», «Партенит»…
-Молдова: марочный и коллекционный «Чумай».
-Азербайджан: марочный и коллекционный «Кюрдамир» И «Шемаха».
-Абхазия: кагор «New Athos».

Вина делятся на множество разновидностей. Белые, розовые и красные, сухие и полусухие, полусладкие и десертные – у каждого есть свои верные поклонники и ценители. А кагор – вино совершенно особенное.

Это не просто алкогольный напиток – в нем заключен сакральный смысл, который делает кагор исключением из общего правила.

Его предназначение – не только и не столько расслаблять и веселить, но и лечить, и приобщать человека к миру вечного и прекрасного, к тому миру, куда уходит душа каждого из нас после того, как покинет бренное тело (смотрите: ).

Кагор в русской православной церкви используется в качестве символа – он являет собой воплощение крови Христа, пролитой за человечество в качестве искупительной жертвы.

Русская церковь сделала заказ на изобретение и изготовление необычного напитка французским виноделам, издавна славящихся качеством своей продукции. Французский кагор «родился» неподалеку от Пиренеев, изготавливался из особого сорта винограда. Произошло это несколько веков назад.

Деятели церкви мотивировали необходимость употребления кагора следующим образом: ведь сам Христос, отпивая из чаши накануне своей гибели, предлагал своим сподвижникам также отведать напиток. При этом он говорил: «Это кровь моя, отпейте из чаши».

В XVII в. французский кагор уже существовал. А русский стали производить в Гурзуфе в XIX веке. Для него используется сладкий виноград, благодаря чему наш получается сладким, с ярким насыщенным вкусом.

Не каждое красное вино может быть церковным. Только кагор и беникарло (еще одна разновидность «особого» вина) могут воплощать в себе Христову кровь. Разрешено также смешивать эти вина.

Из чего делают?

Кагор относится к красным винам с высокой экстрактивностью. Экстрактивность – это насыщенность алкоголя ароматическими и вкусовыми веществами. Темно-красный оттенок, изумительный аромат – кагор ни с чем не перепутаешь.

В составе вина много витаминов (особенно богато оно витаминами группы В и РР), аминокислотами и микроэлементами, в числе которых:

  • калий;
  • фосфор;
  • марганец;
  • рубидий.

Рубидий особенно интересен нам в связи с постоянно ухудшающейся экологической обстановкой: он «умеет» выводить из организма вредные вещества. А вот железа, вопреки распространенному убеждению, в кагоре немного.

В русском кагоре содержится достаточное количество сахара. Благодаря ему вино приятно на вкус и даже маленькие дети во время обряда крещения не отказываются от чайной ложечки напитка.

Лечебные свойства

Кагор – неплохой «лекарь». Он помогает поддерживать организм в тонусе, тренирует сердечно-сосудистую систему, служит хорошей профилактикой атеросклероза, тромбофлебита и других заболеваний, имеющих обыкновение проявляться или прогрессировать с возрастом.

Если у вас в крови обнаружен повышенный холестерин, вам стоит периодически употреблять кагор в лечебных целях. Вино нормализует этот показатель – правда, только в случае незначительного повышения. В остальных случаях требуются лекарственные средства из аптеки.

Когда кто-то из близких заболевает простудой, налейте ему кагора, предварительно подогрев вино на плите. Прекрасно, если вы сделаете из напитка , добавив специй и пару долек лимона. Простуда быстро отступит – вирусы «боятся» кагора.

Говорят, напиток способен даже восстанавливать клетки печени, а также костную ткань.

И без всякого сомнения, кагор продлевает молодость: вино обладает антиоксидантными свойствами . Начните понемногу пить его в молодые годы – к старости у вас будет меньше морщинок, чем у ровесников. Медики отмечают, что кагор даже способен замедлять течение болезни Альцгеймера, положительно влияя на состояние мозгового кровообращения.

Чем кагор отличается от вина?

Во Франции кагор – сухое вино. В остальных странах, где его производят, — это вино сладкое, десертное, тягучее. В общем-то, кагор является разновидностью красных вин.

Отличия есть в способе производства: сусло, из которого варят кагор, в процессе изготовления нагревают до 80 0 С.

Как не ошибиться с выбором?

Выбирать кагор для домашнего торжества несложно. Необходимо совершать покупку только в проверенном магазине. Бутылка должна быть стеклянной. Жидкость, которая находится в ней, должна быть чистой, без осадка, без следов каких-либо примесей.

Важный показатель – цвет. Настоящий кагор темно-красный . Он не может быть ни светлым, ни розовым – только красного цвета темного оттенка.

Приготовление церковного вина своими руками

Если вы не доверяете магазинным напиткам, можете самостоятельно сделать дома кагор.

Выбор винограда

Виноград берем красный, желательно сладких сортов. Он должен быть спелым, созревшим.

Перед приготовлением его необходимо размять, чтобы получилась своеобразная виноградная «кашица».

Рецепт в домашних условиях

Рецепт церковного кагора можно легко найти в различных руководствах для виноделов. Вот один из способов сотворить настоящий классический кагор. Запаситесь ингредиентами:

  • виноградом (5 кг);
  • сахаром (600 г плюс по 150 г на литр сока);
  • изюмом (100 г);
  • водкой (около 500 мл).

Водка может и не понадобиться – некоторые винокуры используют ее по желанию в конце процесса производства, если собираются изготовить напиток покрепче.

Раздавленные ягоды поместите в эмалированную кастрюлю. Нагрейте их до 60-65 0 С, а потом варите 3 часа.

Снимите с плиты, остудите. В сусло поместите изюм. Мыть сухофрукты предварительно не надо, потому что бактерии, присутствующие на них, обеспечат брожение. И тогда можно будет при приготовлении обойтись без добавления дрожжей.

Поставьте сусло в темное помещение,накрыв марлей. Три дня ждите – должны появиться признаки брожения. Процедите. Затем растворите в соке сахар (600 г) и смешайте с суслом. Поставьте гидрозатвор. Потом, дня через три, добавьте еще сахар из расчета 50 г на 1 литр сока.

Выждите еще 10 суток. Опять добавьте сахар. После этого спокойно дождитесь окончания процесса брожения.

Затем напиток отфильтруйте, если хотите, то можете долить в него спирт. На хранение уберите напиток в холодильник, перелив в чистую тару.

Кагор в церковных обрядах и просто в жизни

Для православного христианина обряд крещения без церковного вина немыслим. Его проводят совсем маленьким детям, причем ложку вина не запрещают даже педиатры.

До достижения семилетнего возраста ребенка можно причащать кагором хоть ежегодно. Перед тем, как дать ребенку вино, его освящают, то есть совершают Евхаристии.

Это церковное таинство имеет свой смысл: вкушая кагор, ребенок приобщается к загадочному миру, где понятны и возможны не чувственные, а духовные удовольствия. Так что кагором в церкви никто не напивается – вино имеет символическое значение.

Взрослые люди тоже причащаются кагором. Принято это делать раз в году.

Кагор изготавливается по особой технологии, которая позволять сохранять вину темно-красный цвет, несмотря на разбавление водой. Эта процедура принята в православной церкви, особенно в случаях, когда дело касается детей. Вино должно оставаться красным, как кровь.

В обычной жизни многие тоже нередко отдают предпочтение кагору. Он прекрасно подходит для разных торжеств: свадеб, юбилейных вечеров, просто дружеских посиделок. Кагор полезен, поэтому его пьют и люди в возрасте, и те, кто страдает различными хроническими заболеваниями.

Для христиан существует небольшое послабление во время Великого поста, когда запрещено любое спиртное. Рюмочку кагора разрешается выпить в выходной день, это не считается нарушением сложившихся традиций и правил.


А как вы относитесь к кагору? Возможно, в вашей семье есть какие-то свои истории, связанные с этим интересным напитком. Может быть, вы знаете какие-либо рецепты народных лекарственных средств, в которых используется это вино? Напишите о них, мы обязательно разместим у себя эту информацию.

Кагор можно назвать поистине божественным даром. Это единственный алкогольный напиток, приносящий облегчение и исцеление и душе, и телу. Пейте его в умеренных количествах, буквально по одной рюмке, и пусть ваша жизнь будет долгой и счастливой.



Похожие публикации