Инженерные системы и сети в строительстве

Принципы избирательного права по конституции 1918. Избирательное право

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

По Отечественной истории государства и права

На тему:

Избирательное право по Конституции РСФСР 1918 года

Вариант 11

Выполнила: студентка 1 курса, группы

Института целевой подготовки, заочное отделение (ГВД)

Зачетная книжка №

План работы


  1. Введение.

  2. Возникновение советского избирательного права.

  3. Избирательные права граждан по Конституции РСФСР 1918 года.

  4. Система выборов в органы государственной власти по Конституции РСФСР 1918 года.

  5. Заключение.
Введение

После переворота в октябре 1917 года государственный строй в России претерпел радикальные изменения: на смену монархическому авторитарному строю и недолгому правлению Временного правительства к власти пришла РСДРП(б) 1 ; прежние господствующие классы (помещики, буржуазия, кулачество) перестали быть таковыми, а политическое руководство обществом перешло в руки пролетариата, идущего в союзе с беднейшим крестьянством» 2 . Была провозглашена диктатура пролетариата. Соответственно для успешного управления страной потребовалось создание государственного аппарата зародившегося Советского государства, что и стало происходить в первые же месяцы после октябрьского вооруженного восстания. Так, к началу 1918 года высшие органы государственной власти и управления в основном были созданы 3 . Успехи советской власти требовалось закрепить в обобщающем конституционном законе, который отразил бы основные изменения в общественном устройстве, в форме государственного единства, строительство государственного механизма. С другой стороны в связи с тем, что «ломка старого общественного строя» еще только началась, создавать развернутую полную конституцию было еще рано. Поэтому большевики решили издать краткий конституционный закон, закрепляющий основные достижения Октябрьской революции. Таким законом явилась Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, написанная В.И.Лениным и принятая окончательно 18 января 1918 года. Тогда же (в январе 1918 года) на III Всероссийском съезде Советов впервые в связи с национальным вопросом заговорили о Конституции Российской Федеративной Республики и началась подготовительная работа по сбору и обобщению материала 4 . Весной 1918 года стало понятно, что система Советов, складывающаяся снизу, в результате непосредственного народного творчества, требует определенного упорядочения и ЦК поручил Я.М. Свердлову организовать комиссию для разработки основного закона. 10 июля 1918 года на V Всероссийском съезде Советов Конституция была принята.

В Конституции отражался первый этап развития советского общества – диктатура пролетариата, обеспечивались правовые условия для строительства социализма в стране. В Конституции РСФСР 1918 года вопросам избирательного права полностью посвящен Раздел 4 «Активное и пассивное избирательное право» и отдельные статьи в других разделах.

§1. Возникновение советского избирательного права

Царскому самодержавию чужд был сам принцип выборности государственных органов, и выборы допускались с большой неохотой под давлением революционного движения. И даже в выборные органы власти избирательное право дореволюционной России допускало очень ограниченное число граждан, создавалось резкое неравноправие в пользе господствующих, более обеспеченных классов, фильтрации подвергались и те, кто был допущен к выборам 5 .

Коммунистическая партия выдвинула лозунг демократической республики, в конституции которой естественно должна была быть предусмотрена и демократическая избирательная система . В программе РСДРП были выдвинуты принципы всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании, причем проводилась идея единого избирательного права, то есть эти принципы должны были соблюдаться как при выборах в местные органы самоуправления, так и в законодательное собрание. Так же предполагался низкий возрастной ценз(20 лет), равные избирательные права мужчин и женщин, полное соответствие активного и пассивного избирательного права, а также сравнительно краткий срок полномочий избранных – 2 года 6 . Уже Временное правительств в своей декларации от 3 марта 1917 года обещало созвать Учредительное собрание на основе всеобщего, равного, прямого и тайного голосования.

В Положении о выборах в Учредительное собрание снимались национальные, вероисповедные, половые ограничения, устанавливался низкий для России возрастной ценз (20 лет), давались, правда, некоторые льготы для имущих классов (в городские думы могли голосовать лица, «имеющие в городе домашнее обзаведение…, или же имеют иные связанные с городом, определенные занятия» 7 . Вводился принцип пропорционального представительства, количество избранных по каждому списку гласных определялось пропорционально поданным за список голосам». Прямые выборы устанавливались только для уездных гласных.

Таким образом, после Февральской буржуазно-демократической революции в России установилась демократичная избирательная система. Но избирательное право было буржуазным, оно приспосабливалось к «избранию органов буржуазного государства, к тому же полуфеодальных» 8 . Акты временного правительства не отменяли, а лишь изменяли царские законы. Однако в это время Коммунистическая партия уже выдвигает лозунг перехода к социалистической революции, что требовало создания власти Советом с принципиально новым избирательным правом. Основные принципы советского избирательного права стали складываться еще до октябрьской революции. В.И. Ленин подчеркивал, что они сложились «естественно, в практике правотворчества трудящихся масс, притом даже еще в то время, когда в Советах господствовали меньшевики эсеры» 9 .

Уже при создании первых Советов рабочих депутатов начал складываться новый принцип избрания. Советы выступали как классовый орган и формировались по классовому принципу; администрация предприятий игнорировала рабочие собрания, естественно они не могли быть и избраны, следовательно, лишились как активного, так и пассивного избирательного права. В остальном же в советском избирательном праве того времени ограничений почти не было: в выборах могли участвовать граждане обоего пола, не было национальных, вероисповедных, тем более, имущественных цензов. Возрастные ограничения, если и вводились (что было не везде: если человек работает на заводе или на фабрике, то имеет и избирательные права), то были предельно низкими- 17-18 лет. Нередко в советы избирались и служащие, и даже офицеры. При выборах в крестьянские советы не выдерживался и классовый принцип: в выборах могли участвовать и кулаки и сельская буржуазия.

Но уже к концу 1917 года, в ходе большевизации Советов в них стало укрепляться пролетарское ядро. После октябрьского переворота центральные органы государственной власти обратили пристальное внимание на лишение эксплуататоров пассивного избирательного права. В обращении «Ко всем Советам рабочих, солдатских, крестьянских и батрацких депутатов» в декабре 1917 года указывалось, что в Советах крестьянских депутатов не место «кулакам, торговцам и прочим сторонникам насадителей кабальных отношений» 10 . Эта идея была закреплена в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа в статье 7 главы 4: «…в момент решительной борьбы пролетариата с его эксплуататорами, эксплуататорам не может быть места ни в одном из органов власти» 11 . Во многих местах эксплуататоров решили и активного избирательного права.

В это время сложился специфический субъект избирательного права. Разного рода общественные организации, организации трудящихся, наряду с гражданами стали присылать в Совет определенное число своих представителей.

Итак, мы видим, что после февральской революции в советах стал складываться принцип всеобщего для трудящихся избирательного права, который окончательно сложился перед принятием Конституции РСФСР. Однако, между избирательными правами в областях и субъектах имеются определенные отличия.

В это же время складываются и различные нормы представительства от разных социальных групп трудящихся. Так как до января 1918 года существовали две системы советов – крестьянская и рабоче-солдатская, и у каждой была своя норма представительства, то сложилось неравенство представительства городского и сельского населения (удельный вес голоса крестьянина оказался в несколько раз ниже голоса рабочего). Это неравенство усиливалось тем, что сельские делегаты попадали в вышестоящие съезды опосредованно, через уездные, губернские, областные съезды, городские же – непосредственно. Также в городах в выборах наряду с гражданами участвовали и организации, причем один человек мог иметь несколько голосов (как член какой-либо партии, профсоюза, кооператива, рабочего коллектива).

Также в процессе деятельности советов выработался и порядок выборов. Первые Советы естественно избирались только прямым голосованием. Этот порядок сохранился и в дальнейшем для городов и селений. Но усложнение системы советов, создание съездов Советов привело к многостепенности выборов. По мере формирования вышестоящих советских органов увеличивалось и количество ступеней на избирательной лестнице. Но количество ступеней не было унифицировано, зачастую на всероссийских и губернских съездах Советов присутствовали одновременно советские органы разного порядка. Столь же неупорядоченно складывался и порядок голосования – применялось и тайное и открытое голосование.

Все это многообразие местных практик нужно было обработать и учесть в Конституции 1918 года. Требовалось выявить основные тенденции, выбрать из них лучшее, «способствующее укреплению государства диктатуры пролетариата» 12 .
§2. Избирательные права граждан по конституции РСФСР 1918 года

Конституция РСФСР 1918 года состояла из 6 разделов: 1. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа; 2. Общие положения Конституции РСФСР; 3.Конструкция советской власти; 4. Активное и пассивное избирательное право; 5.Бюджетное право; 6. О гербе и флаге РСФСР 13 .

Таким образом, избирательному праву в Конституции посвящен целый раздел, который состоит из трех глав (13-15). В главе 13 указывается, кто из граждан имеет право избирать и быть избранными. Статья 64 оговаривает, что право избирать и быть избранным не зависит от национальности, вероисповедания, оседлости и пр. Закрепляется и право женщин избирать и быть избранными. Возрастной ценз устанавливался в 18 лет, но в примечании 1 к статье 64 говорится, что «Местные Советы могут с утверждения центральной власти понижать установленную в настоящей статье возрастную норму» 14 .

Избирательные права предоставлялись лишь трудящимся, причем это понятие конкретизируется: дается точный перечень граждан, обладающих избирательными правами: добывающие средства к жизни производительным и общественно полезным трудом; лица, занятые домашних хозяйством и обеспечивающие трудящимся возможность производительного труда; солдаты советской армии и флота, а также вышеперечисленные гражданам, потерявшие в какой-либо мере трудоспособность. Эти ограничения были вызваны конкретной исторической обстановкой того времени, которая требовала окончательного подавления сопротивления свергнутых эксплуататорских классов. Так не имели права избирать и быть избранными нетрудовые элементы: лица, использующие наемный труд для собственного обогащения; лица, живущие на нетрудовые доходы; частные торговцы и посредники; представители духовенства. Также лишаются избирательных прав те граждане, которые до революции занимались «неблаговиднгой» деятельностью: служащие жандармерии, полиции, охранных отделений; члены царствующего в России дома 15 . Если граждане, входящие во вторую категорию не могли получить избирательных прав, то количество лишенцев из первой категории (нетрудовых элементов) со временем уменьшалось: в связи с национализацией земли, промышленности, банков бывшие помещики и капиталисты часто были вынуждены заниматься общественно полезным трудом, становясь, таким образом, трудящимися. На момент принятия Конституции лишены гражданских прав было около 5 миллионов человек – это меньше, нежели в России до революции и меньше, (в процентном отношении), чем в западных странах 16 . Позже число лиц, лишенных избирательных прав, колебалось в зависимости от политической конъюнктуры, особенно резко увеличилось оно в связи с упразднением новой экономической политики 17 . Были и стандартные ограничения в избирательном праве для умалишенных и преступников.

Особенностью Конституции РСФСР было то, что, выходя за рамки основного закона РСФСР, в ней ставились такие цели, как: «..вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма…» (ст. 4 главы 3). Это отразилось и на избирательном праве – право избирать и быть избранным предоставлялось и лицам, не вступившим в число российских граждан, проживающим на территории Российской Республики для трудовых занятий (рабочим или крестьянам, не пользующимся наемным трудом) (примечание 2 к статье 64 и статья 20 Конституции РСФСР 1918г.) 18 .

§3. Система выборов в органы государственной власти по конституции РСФСР 1918 года.

В городские и сельские советы депутатов выбирали прямым голосованием (в городах 1 депутат на каждые 1000 человек, а в селениях – 1 депутат на каждые 100 человек), причем срок полномочий устанавливался в три месяца. Совет депутатов созывается не реже одного раза в неделю в городах и двух раз в неделю – в селениях. Для текущей же работы совет депутатов избирает исполнительный комитет (до 5 человек в селениях и до 15 в городах), который всецело ответственен перед Советом. (Глава 11, статьи 57-60) 19 .

В съезды советов, даже волостные, непосредственное представительство граждан уже исключается 20 . В волостные съезды депутаты избираются из каждого сельского Совета по расчету 1 депутат на 10 членов совета; в уездные – также из сельских советов по расчету один депутат на 1000 человек, но не больше 300 человек на весь район; в губернские - из представителей городских и волостных съездов по расчету 1 депутат на 10 тысяч жителей, а от городов – 1 депутат на 2000 избирателей, но не больше 300 депутатов на всю губернию; в областные – из представителей городских и уездных съездов по расчету 1 депутат на 25 тысяч жителей, а от городов -1 депутат на 5000 избирателей, но не более 500 делегатов на всю область (глава10, статья 53). Таким образом, в Конституции четко закреплен принцип неравенства избирательных прав для городских и сельских жителей. Еще ярче это видно в статье 25, в которой отражается состав Всероссийского съезда Советов: из представителей городских советов – 1 депутат на 25000 избирателей, а для представителей губернских съездов – 1 депутат на 125000 жителей. В законе деются разные единицы измерения – так в городах счет идет по избирателям, а в селах – по жителям, более широкой категории граждан. На практике соотношение получалось примерно 1:3 21 в пользу рабочих. Иных социальных различий (для рабочих и служащих, интеллигенции, военнослужащих) в Конституции не проводится. Такое неравенство избирательных прав городского и сельского населения в России того времени было необходимо для установления диктатуры пролетариата, так как сельское население количественно во много раз превосходило городское.

В уездные и районные съезды Советов выбора двухстепенные, в областные – уже трехстепенные для сельских избирателей, и двухстепенные для городских (Глава 10, статья 53) 22 . Во Всероссийский съезд Советов выборы четырехстепенные для сельских депутатов и двухстепенные для городских (Глава 6, статья 25) 23 . Депутаты всех съездов советов избираются депутатами нижестоящей ступени Советов, функции которых не сводятся лишь к выборам – то есть, отсутствует категория выборщиков, как это было в избирательном праве до революции. Многостепенность выборов служила «фильтром», который препятствовал проникновению чуждых элементов в высшие органы государства. И не случайно для сельских жителей предусмотрено большее количество ступенек – это уменьшает вероятность проникновения кулаков в губернские, областные съезды и, тем более, во Всероссийский съезд Советов 24 .

Установление подробного порядка выборов в Конституции оставлено на усмотрение местных Советов и Всероссийского центрального Исполнительного Комитета. Однако указываются некоторые основные положения. Так, закрепляется производственно-территориальный принцип. Первичной ячейкой на выборах является избирательное собрание (собрание рабочих и служащих предприятия, сельский сход). День выборов устанавливается местными Советами (глава 14, ст. 66) 25 ,то есть, нет единого дня выборов для страны или уезда, нет и избирательной компании. Порядок голосования Конституцией не определяется, то есть по усмотрению местных Советов оно могло быть и открытым и тайным.

Для правильности проведения выборов Законом предусмотрено присутствие избирательной комиссии и представителя местного Совета, но когда присутствие представителя Советской власти и председателя избирательной комиссии оказывается технически невозможным, их может заменять председатель избирательного собрания (глава14, статья 68). В Конституции закрепляется документирование – так о ходе и результате выборов составляется протокол за подписью членов избирательной комиссии (статья 69) 26 . Глава 15 Конституции 1918 года посвящена проверке и отмене выборов. Для проверки выборов Советом назначается мандатная комиссия, которая докладывает о результатах проверки совету. В случае неутверждения какого-либо депутата назначаются новые выборы. Если же выборы признаются неправильными в целом, то вопрос об отмене выборов решается высшим по порядку органом Советской власти (статьи 71-76). В конституции закрепляется право избирателей отозвать депутата и произвести новые выборы (статья 78) 27 . Это право позволяет народу более полно осуществлять свою волю, но отозвать можно депутата из совета, со съезда же Советов отозвать делегата на практике было практически невозможно 28 .

Заключение

Таким образом, в Конституции 1918года закрепляются довольно широкие избирательные права, но только для трудящихся. Трудящиеся могли избирать и быть избранными независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания и пр. Более того, в выборах имели право участвовать даже лица, не являющиеся гражданами России, если они принадлежат к рабочему классу или не пользующимся наемным трудом крестьянству. Устанавливался довольно низкий возрастной ценз. Различное представительство от сельского и городского населения вполне отвечало поставленной задаче – установлению диктатуры пролетариата. То есть, в Конституции закреплялись такие избирательные права граждан, которые позволяли строить демократию большинства трудящегося населения против меньшинства эксплуататоров.

Список использованной литературы


  1. Земцов Б.К. Конституционные основы большевистской власти (первая советская Конституция 1918 года)//Отечественная история. М., 2006. №5, с.65-74.

  2. Исаев И.А. История государства и права России в вопросах и ответах. Учебное пособие. М., 2006. 240 с.

  3. Исаев И.А. История государства и права России. Учебник

  4. История государства и права России. Учебник под ред. Титова Ю.П. М., 2006. 544с.

  5. Соколов А.К. Курс советской истории 1917-1940. М.. 1999. 272с.

  6. Хрестоматия по истории государства и права России./ сост. Титов Ю.П., М., 2010. с. 290

  7. Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года. М., 2003. 215с.

  8. Шишкин В. А. Власть. Политика. Экономика. Послереволюционная Россия(1917-1928 года). СПб, 1997. 400с.

Окончат. проект Кц-ии был опубликован в Известиях и внесен на обсуждение 5му Всерос. съезду Советов. 10 июля 18г Кц-ия РФ была единогласно принята. Она состояла из 6 разделов: 1)Дек-ция прав труд-гося и эксп-мого народа. 2)Общие положения Кц-ии РФ. 3)Конструкция сов. власти (орг-ция сов. власти в центре и на местах). 4)Активное и пассивное избират. право. 5)Бюджетное право. 6)О гербе и флаге РФ.

Кц-ия РФ определила сов. гос-во как гос-во диктатуры пролетариата, законодательно закрепив его основу - Советы рабочих, солдат и крестьянских депутатов.

Избирательная система, закрепленная Конституцией, от­ражала сложившуюся социально-политическую ситуацию в стране. К выборам допускались: представители отдель­ных социальных групп, в отношении которых не применя­лись ограничения по признакам пола, национальности, осед­лости, образования и вероисповедания. Эти группы объеди­нялись понятием «трудящиеся». Значительная часть населе­ния была лишена избирательных прав : лица, использующие наемный труд в целях извлечения прибыли; живущие на «не­трудовые доходы»; частные торговцы и посредники; предста­вители духовенства; служащие жандармерии, полиции и охранного отделения. Исключение из избирательного корпуй «социально-чуждых элементов» не позволяло рассматривать избирательное право как всеобщее.

Представительство от социальных групп, имевших изби­рательное право, не было равным. Так, при выборах на Все­российский съезд Советов городские Советы имели более высокую норму представительства, чем губернские съезды Советов: в первом случае один депутат избирался от 25 тысяч избирателей, во втором - от 125 тысяч избирателей. Подоб­ное же преимущество городские Советы имели при выборах на областные и губернские съезды Советов. Пятикратное преимущество должно было обеспечить относительно мало­численному рабочему классу страны большинство в органах власти. Эта тенденция усиливалась еще одним, не закреплен­ным в Конституции правилом - рабочие принимали участие в выборах не только в территориальных округах, но и в своих партийных и профсоюзных организациях, что должно было обеспечить их преобладание в избираемых представитель­ных органах.

Конституция закрепила многоступенчатую систему выбо­ров в Советы (правило, действовавшее еще при выборах в земства и Государственную думу). Прямыми были выборы в сельские и городские Советы, делегаты всех последующих уровней избирались на соответствующих съездах Советов на основе принципов представительства и делегирования. Тем самым создавался организационный фильтр, предназначен­ный для отсева «чуждых элементов», тем более эффектив­ный, так как был закреплен порядок открытого голосования.

Комплекс конституционных прав граждан ставился в самую тесную связь с их обязанностями и объявлялся кон­кретно гарантированным, а не только провозглашенным.

избирательный право государственный политический

Развитие российского избирательного права шло по мере принятий Конституций, в истории нашего государства их было пять: это Конституции 1918, 1924, 1936, 1977 и 1993 годов.

Принятие каждой из них знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию, определяло, как правило, качественно новый этап в истории развития государства, отражало утверждение новых концепций или углубление и развитие прежних.

Избирательное право в Конституции РСФСР 1918 года.

Российскому самодержавию был чужд сам принцип выборности государственных органов. Царизм не мог прямо лишить избирательного права трудящихся. Но он сделал все, чтобы ограничить их представительство. Главным средством для этого являлся имущественный ценз. Закон подробно и скрупулезно перечислял, какие имущество, доходы, квартиру нужно было иметь, чтобы было возможно получение права голоса. Если же ни того, ни другого, ни третьего в нужном объеме не было, - не было и избирательных прав.

Коммунистическая партия, готовя штурм самодержавия, выдвинула лозунг демократической республики, конституция которой должна была предусматривать и демократическую избирательную систему. Программа РСДРП требовала всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

В июле 1918 года собрался V Всероссийский съезд Советов. Главным итогом его работы стало принятие Конституции, которая законодательно оформила установление диктатуры пролетариата в форме советской власти Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право России [текст]: учебник. - М.: МарТ, 2008. - 224 с.. Подчеркивалось, что диктатура пролетариата имеет целью подавление буржуазии, уничтожение эксплуатации и построение социализма. В Конституции закреплялось федеративное устройство страны и ее название - Российская Социалистическая Федеративная Республика (РСФСР).

Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам.

Основной Закон закрепил принцип всеобщего для трудящихся избирательного права. Статья 64 подчеркивает отсутствие для трудящихся таких цензов, как вероисповедание, национальность, оседлость и т.п. Устанавливается для них лишь один, естественный ценз - возрастной, притом очень низкий - 18 лет. Ст.64 Конституции РСФСР 1918 года. Больше того, закон разрешает понижать и эту возрастную норму. Очень широко трактуется и отсутствие национального ценза. В развитие ст. 20 специально подчеркивается, что избирательными правами пользуются не только граждане РСФСР, но и трудящиеся иностранцы.

Конституция конкретизирует понятие “трудящийся”, давая точный перечень граждан, которые обладают избирательными правами. Сюда относятся рабочие и служащие всех видов и категорий, крестьяне, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения прибыли, военнослужащие, трудящиеся, потерявшие трудоспособность. Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика лишает отдельных лиц и отдельные группы прав, которые используются ими в ущерб интересам социалистической революции.

Итак, Конституция РСФСР 1918 г. явилась первой Советской Конституцией, первой в истории человечества Конституцией социалистического государства. Характер Конституции как закона эпохи диктатуры пролетариата проявляется в особенностях закрепленной в ней демократии - демократии для большинства и против меньшинства, в объеме демократических прав и свобод, в особенностях обязанностей советских граждан. Он проявляется также в специфике конструкции государственного механизма, в избирательном праве.

Конституция РСФСР 1918 г. действовала недолго - всего семь лет. В 1925 г. она была заменена новым Основным Законом Российской Федерации, а годом ранее, в 1924 г. была принята первая Конституция СССР.

Избирательное право в Конституции СССР 1924 года.

Объединение в 1924 году РСФСР с другими советскими республиками (создание Советского Союза) привело к изменению государственного устройства.

Конституция СССР 1924 г. не похожа на другие советские конституции. В ней нет характеристики общественного устройства, нет глав о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органов власти и управления. Все это отражено в республиканских конституциях. Главный смысл Конституции СССР 1924 г. -- конституционное закрепление образования СССР и разделения прав Союза ССР и союзных республик.

Вместе с тем произошло изменение инструктивных актов о лишении избирательных прав в сторону уточнения или введения новых социальных категорий, подпадающих под данную меру наказания, было теснейшим образом связано с политической ситуацией в стране, с поиском и нейтрализацией очередных врагов Советской власти. В 1927 году в РСФСР было более 2 млн. лишенных избирательных правАстафичев П.А. Избирательное право России: современное состояние и перспективы развития. Орел: Изд-во ОРАГС, 1999. . Лишение избирательных прав кормильца автоматически причисляло к лишенцам всех материально зависимых от него членов семьи.

Лишенец не мог избирать и быть избранным в руководящие государственные и партийные органы, общественные организации. Лица, лишенные избирательных прав, не имели возможности занять любую должность, а также учиться в средних специальных или высших учебных заведениях.

Избирательное право в Конституции СССР 1936 года.

В 1936 г. была принята новая Конституция СССР, завершившая большой этап государственного строительства. Главным при выработке проекта было привести Конституцию в соответствие с новой социально-экономической реальностью и перейти к принципу равных политических прав всем гражданам. Конституция 1936 года законодательно закрепила победу социалистических общественных отношений.

Конституция СССР 1936 г. не содержала программных положений. Она состояла из 13 глав, включающих 146 статей. Глава I утверждала существование в СССР двух дружественных классов: рабочих и крестьян. Политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, а экономическую основу -- социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. Конституция предусматривала две формы социалистической собственности -- государственную (всенародное достояние) и колхозно-кооперативную.

В главе X закреплялись основные права и свободы граждан СССР: право на труд; на отдых; на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности; право на образование; равноправие граждан СССР независимо от пола, национальности и расы; свобода совести, слова, печати, митингов и собраний, уличных шествий и демонстраций, неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки, право граждан СССР на объединения в общественные организации: профсоюзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества.

Глава XI Конституции была посвящена избирательной системе СССР. Впервые был утвержден принцип "один человек -- один голос" (не участвовали в выборах умалишенные и лица, осужденные с лишением избирательных прав). Избирательное право предоставлялось гражданам СССР с 18 лет. Право выдвижения кандидатов в депутаты давалось общественным организациям. Каждый депутат обязан был отчитываться о своей работе, и мог быть в любое время отозван по решению большинства избирателей.

В 1936 году избирательные права были предоставлены всем лишенцам. Конституция преобразовала Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в Советы депутатов трудящихся и отменила ограничения избирательного права для лиц, которые в прошлом эксплуатировали чужой труд.

Таким образом, Конституция СССР, принятая 5 декабря 1936 года, законодательно установила всеобщность выборов для всех граждан страны, достигших 18 лет, независимо от их социальных различий, в том числе имущественного положения и прошлой деятельности.

Избирательное право в Конституции СССР 1977 года.

Следующая Конституция СССР была принята 7 октября 1977 г. Закрепляя однопартийную политическую систему, она вошла в историю как «конституция развитого социализма».

Особенностью Конституции 1977 г. надо считать и отражение в ней категории полновластия народа. Предшествующие основные законы говорили о принадлежности власти «всему рабочему населению страны» Cт. 10 Конституции РСФСР 1918 года., «трудящимся города и деревни» Ст.3 Конституции СССР 1936 года.. Конституция 1977 г. впервые записала, что «вся власть в СССР принадлежит народу» Ст.2 Конституции СССР 1977 года.. Кроме того, Конституция фиксировала как государственные, так и общественные формы народовластия. Она говорила не только об осуществлении народом принадлежащей ему государственной власти через Советы, но также предусмотрела участие в управлении государственными и общественными делами общественных организаций и трудовых коллективов.

Конституция сказала о возможности вынесения наиболее важных вопросов государственной жизни на всенародное обсуждение, а также постановки их на всенародное голосование (референдум). За гражданами закреплялось право участвовать в управлении государственными и общественными делами, обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения. Также было отменено такое наказание, как лишение избирательных прав.

Брежневская конституция была шагом к правовому государству; она приближала закон к обычаям судебной практики и понятиям о социалистической законности и пролетарском интернационализме, господствовавшим тогда в СССР.

Избирательное право в Конституции РФ 1993 года.

Этот раздел следует начать с того, что Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, и вступившая в действие 25 декабря того же года, отпраздновала в 2013 году свое двадцатилетие.

Конституция РФ базируется на 2 основных принципах: 1) верховенства Основного Закона; 2) прямого действия конституционных норм.

Верховенство конституционных норм означает, что Конституция РФ 1993 г. действует на всей территории РФ. Этот принцип отражается и в федеративном устройстве РФ. Несмотря на то, что субъекты РФ наделены правом принимать собственные конституции (уставы), все же действие этих нормативных актов ограничивается территорией субъектов, тогда как Конституция РФ распространяет свое действие на все субъекты одновременно.

Верховенство Конституции РФ означает ее высшую юридическую силу, т.е. все принимаемые на территории РФ нормативные акты (независимо от того, являются ли они федеральными или приняты только в отдельных субъектах РФ) должны соответствовать конституционным нормам. Поэтому Конституцию РФ можно назвать первоосновой всей правовой системы России.

Принцип прямого действия означает, что конституционно-правовые нормы действуют на территории РФ не опосредованно, а напрямую, непосредственно, т. е. соблюдение конституционных норм не должно ставиться в зависимость от каких-либо обстоятельств.

Структура Конституции Российской Федерации состоит из краткой преамбулы, двух разделов, причем первый из них разбит на 9 глав.

В новой Конституции РФ избирать имели право лица, достигшие 18-летнего возраста:

С 18-летнего возраста можно избираться депутатом местного совета;

С 21 года- депутатом Государственной Думы;

С 35 лет- Президентом страны.

Некоторые граждане были ограничены в праве избирать и быть избранным:

Лица, признанные судом недееспособными;

Выборы депутатов в Государственную Думу проводились по смешанной избирательной системе -- на основе сочетания территориальных одномандатных округов (мажоритарная система) и пропорционального представительства, но общефедеральному избирательному округу Федеральный Закон от 21 июня 1995г. № 90-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ».. При этом вся территория Российской Федерации в ее субъектах была разделена на 225 одномандатных округов. Эти округа должны были отвечать следующим требованиям: на территории субъекта Федерации должно было быть не менее одного округа, должно было соблюдаться равенство по числу избирателей и территориальное единство. Общефедеральный избирательный округ по выборам в Государственную Думу включал в себя всю территорию Российской Федерации. Депутаты по этому округу избирались по системе пропорционального представительства, т. е. не индивидуально, а в составе списков избирательных объединений (партий, движений и их блоков).

При выборах Совета Федерации первого созыва образовывались двухмандатные избирательные округа на территории каждого субъекта Федерации независимо от численности избирателей.

Следующим принципиальным моментом в избирательном процессе является организация финансирования выборов. Новое законодательство допускает использование, как государственного финансирования выборов, так и средств из негосударственных источников. Бюджетные средства используются непосредственно избирательными комиссиями, а определенная часть передается избирательным объединениям и кандидатам в депутаты. Избирательные объединения и кандидаты в депутаты вправе создавать собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации.

Таким образом, в советский период была проделана большая работа по созданию научной базы для анализа механизма формирования выборных органов государственной власти.

Для становления демократической избирательной системы необходимо не только совершенствование избирательного законодательства, но и конституционное закрепление основных принципов избирательного права: принципа равных выборов, принципа альтернативности, принципа независимости избирательных комиссий. Эти важнейшие принципы должны составлять основу постоянно совершенствующегося избирательного законодательства.

В тексте Конституции избирательному праву посвящен целый раздел, состоящий из трех глав. Кроме того, вопросы избирательного права затрагиваются и в других главах.

Основной Закон закрепил принцип всеобщего для трудящихся избирательного права (глава тринадцатая). Статья 64 подчеркивает отсутствие для трудящихся таких цензов, как вероисповедание, национальность, оседлость и т.п. Устанавливается для них лишь один, естественный ценз - возрастной, притом очень низкий - 18 лет. Больше того, закон разрешает понижать и эту возрастную норму. Очень широко трактуется и отсутствие национального ценза. В развитие ст. 20 специально подчеркивается, что избирательными правами пользуются не только граждане РСФСР, но и трудящиеся иностранцы.

Конституция конкретизирует понятие "трудящийся", давая точный перечень граждан, которые обладают избирательными правами. Сюда относятся рабочие и служащие всех видов и категорий, крестьяне, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения прибыли, военнослужащие, трудящиеся, потерявшие трудоспособность.

Статья 65 специально посвящена перечислению категорий граждан, лишенных избирательных прав. Сюда прежде всего относятся нетрудовые элементы: лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли, лица, живущие на нетрудовой доход (проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.), частные торговцы, торговые и коммерческие посредники, духовенство. Кроме того, лишается избирательных прав категория граждан не в связи с их нынешней социальной принадлежностью, а по причине дореволюционной неблаговидной деятельности - служащие полиции, жандармерии и охранки, члены царской фамилии. Наконец, упоминаются обычные для всех государств лишенцы - умалишенные и преступники. Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года. (изд. 2-е, перераб.) - "Зерцало-М", 2003 г.-с.64

В Конституции четко закреплен принцип неравенства избирательных прав для городского и сельского населения. Он зафиксирован, правда, не в общей норме, а применительно к выборам отдельных звеньев государственного механизма.

Конституция закрепила принцип многостепенности выборов. Прямые выборы производятся только в органы власти населенных пунктов - городов и селений. Уже в волостные органы непосредственное представительство граждан исключается. Волостные съезды Советов составляются из представителей всех сельских Советов волости из расчета один депутат на каждые 10 членов Совета (ст. 53). Здесь, таким образом, выборы двухстепенные. Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года. (изд. 2-е, перераб.) - "Зерцало-М", 2003 г.-с.65

Уездные и районные съезды Советов формируются также сельскими Советами, т.е. здесь выборы тоже двухстепенные. Но норма представительства исчисляется не по числу членов Совета, а по количеству жителей на территории сельсовета. В уездных съездах Советов могут участвовать и представители Советов небольших городов.

Двухстепенные выборы в принципе установлены и для губернских съездов Советов. Но здесь допустима уже и третья ступень: если уездный съезд Советов собирается непосредственно перед губернским, то выборы на последний производятся на уездном съезде.

Не менее трех ступенек нужно пройти на выборах областных съездов Советов. Они составляются в принципе из представителей городских Советов и уездных съездов Советов, но если непосредственно перед областным съездом происходит губернский, то делегаты избираются на последнем.

Аналогично производятся выборы и на Всероссийский съезд Советов: в принципе от городов и губерний, но с допущением представительства непосредственно от уездов или, наоборот, от областей (ст. 25). То есть здесь для сельского населения выборы не менее чем четырехстепенные. Для городских избирателей выборы на все съезды Советов двухстепенные.

Следует подчеркнуть, что для многостепенных выборов характерно избрание депутатов депутатами. То есть здесь нет категории специальных выборщиков, как это было в царском избирательном праве, единственная задача которых - избрать представительный орган или даже следующую коллегию выборщиков. Депутаты всех съездов Советов избираются депутатами нижестоящей ступени Советов, функции которых отнюдь не сводятся только к выборам, ибо депутат - это полномочный вершитель всех государственных дел. Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года. (изд. 2-е, перераб.) - "Зерцало-М", 2003 г.-с.66

Таким образом, значительная часть населения была лишена избирательных прав. Исключение из избирательного корпуса «социально-чуждых элементов» не позволяло рассматривать избирательное право как всеобщее.

Представительство от социальных групп, имевших избирательное право, не было равным. При выборах на Всероссийский съезд городские Советы имели более высокую норму представительства, чем губернские съезды Советов: в первом случае один депутат избирался от 25 тыс. избирателей, во втором -- от 125 тыс. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. -- 3-е изд.,

перераб. и доп. -- М.: Юристъ, 2004. -- с. 514 Подобное же преимущество городские Советы имели при выборах на областные и губернские съезды. Пятикратное преимущество должно было обеспечить относительно малочисленному рабочему классу страны большинство в органах власти.

Эта тенденция усиливалась еще одним, не закрепленным в Конституции правилом: рабочие принимали участие в выборах не только в территориальных округах, но и в своих партийных и профсоюзных организациях, что должно было обеспечить их преобладание в избираемых представительных органах.

Конституция закрепила многоступенчатую систему выборов в Советы Прямыми были выборы в сельские и городские Советы, делегаты всех последующих уровней избирались на соответствующих съездах Советов на основе принципов представительства и делегирования. Так создавался организационный фильтр, предназначенный для отсева «чуждых элементов», тем более эффективный, поскольку на практике и в инструкциях о выборах был закреплен порядок открытого голосования.

Избирательная система, закрепленная Конституцией, отражала сложившуюся социально-политическую ситуацию в стране. К выбо­рам допускались лишь представители отдельных социальных групп, в отношении которых не применялись ограничения по признакам пола, национальности, оседлости, образования и вероисповедания. Эти группы объединялись понятием «трудящиеся».

Значительная часть населения была лишена избирательных прав. К ней относились: лица, использующие наемный труд в целях извле­чения прибыли; живущие на нетрудовые доходы; частные торговцы и посредники; представители духовенства, служащие жандармерии, полиции и охранного отделения. Исключение из избирательного корпуса «социально-чуждых элементов» не позволяло рассматри­вать избирательное право как всеобщее.

Представительство от социальных групп, имевших избирательное право, не было равным. Так, при выборах на Всероссийский съезд Советов городские советы имели более высокую норму пред­ставительства, чем губернские съезды советов: в первом случае один депутат избирался от 25 тысяч избирателей, во втором - от 125 тысяч избирателей. Подобное же преимущество городские советы имели при выборах на областные и губернские съезды советов. Пятикратное преимущество должно было обеспечить относительно малочисленному рабочему классу страны большинство в органах власти. Эта тенденция усиливалась еще одним, не закрепленным
в Конституции правилом - рабочие принимали участие в выборах
не только в территориальных округах, они голосовали также в своих партийных и профсоюзных организациях, что должно было обеспечить их преобладание в избираемых представительных ор­ганах.

Конституция закрепила многоступенчатую систему выборов в
советы (правило, действовавшее еще при выборах в земства и Госу­дарственную Думу). Прямыми были выборы в сельские и городские советы, делегаты всех последующих уровней избирались на соответ­ствующих съездах советов на основе принципов представительства и делегирования. Тем самым создавался организационный фильтр,
предназначенный для отсева «чуждых элементов», тем более эффек­тивный, так как на практике и в инструкциях о выборах был закреплен порядок открытого голосования.

Первые декреты о суде

Слом старой судебной системы начался по инициативе местных советов. Стихийно возникавшие судебные органы носили достаточ­но многообразный характер: революционные суды, народные суды, мировые суды, суды народной совести, административные суды и т.д. В своих решениях эти суды руководствовались «революционным правосознанием», «совестью» и обычаями.

Первым государственным актом, положившим начало формиро­ванию единой судебной системы, стал ноябрьский 1917 г. Декрет СНК РСФСР (Декрет о суде № 1). Он упразднил все дореволюцион­ные судебные органы, созданные еще судебной реформой 1864 г., ликвидировались прокуратура и адвокатура, институт судебных сле­дователей, Взамен их создавались местные коллегиальные суды, состоявшие из постоянного судьи и двух очередных народных заседателей. Со­став суда избирался местными советами.

Подсудность местных судов была ограничена кругом менее важ­ных гражданских (сумма иска три тысячи рублей) и уголовных (на­казание до двух лет лишения свободы) дел.

Обвинителями, защитниками и поверенными в суде могли быть любые лица, пользующиеся гражданскими правами по Конституции. Предварительное следствие осуществляли судьи единолично.

Кассационными инстанциями, рассматривавшими не вступив­шие в законную силу приговоры и решения нижестоящих местных судов, были уездные и столичные съезды местных судей. Кассацион­ное обжалование могло вести к отмене приговора или решения ниже­стоящего суда, если вышестоящий суд устанавливал неполноту или неправильность проведенного предварительного следствия, нару­шения процессуальных, уголовных норм, несправедливость приго­вора или отсутствие состава преступления в деянии осужденного. Дело могло быть возвращено на новое рассмотрение, а приговор отменен или изменен в сторону смягчения наказания.

В своей деятельности суды должны были руководствоваться дек­ретами В1ДИК, СНК, положениями политических программ (партий большевиков и левых эсеров), «революционным правосознаньем» и «законами свергнутых правительств», если они не противоречат выше перечисленным нормам и принципам. Однако уже в ноябре 19J8 г. ссылки на старые законы были вовсе запрещены.

В феврале 1918 г. ВЦИК принял новый Декрет о суде (№ 2), расширивший подсудность местных судов. Новой инстанцией стали окружные суды, состоявшие из трех постоянных членов, и четырех народных заседателей (по гражданским делам) и двенадцати заседа­телей под председательством постоянного члена суда (по уголовным делам). Заседатели принимали решение не только об акте преступ­ления, как это было в суде присяжных, но и о мере наказания.

Декрет воссоздавал следственные комиссии при окружных судах, избираемые местными советами. Создавались коллегии правозаступников, члены которых поддерживали обвинение и осуществляли защиту в суде.

В июле 1918 г. СНК принял Декрет о суде № 3, далее расширяв­ший компетенцию местных судов (иски до десяти тысяч рублей, наказания до пяти лет лишения свободы). Следственные комиссии переподчинялись местным советам. Кассационные жалобы рассмат­ривали Советы местных народных судей, состоявшие из постоянных сулей нижестоящих судов. Декретом ВЦИК создавался в Москве Кассационный суд, рассматривавший жалобы на решения и приговоры окружных судов. В конце ноября 1918 г. ВЦИК утвердил Положение о народном суде РСФСР, которое унифицировало судебную систему Республики. Учреждалась единая форма суда - народный суд, состоявший из одного народного судьи и нескольких (двух или шести) заседателей.



Похожие публикации