Инженерные системы и сети в строительстве

Во сколько заканчивается шабат в субботу. Шабат: главный еврейский праздник

Вот как повезло евреям - праздник у нас каждую неделю! Да, священная Суббота – это не просто выходной, а самый настоящий праздник. Конечно, Шабат очень отличается от остальных еврейских важных дат.

Во-первых, он бывает не раз в год, а намного чаще. Во-вторых, он не связан с каким-то определенным историческим событием. Хотя… это как посмотреть. Ведь мы отмечаем Шабат в память о главном событии человеческой истории.


Бог создавал мир в течение шести дней. И только на седьмой решил, что заслуживает передышки. «Передохнул» или «остановился» – так переводится слово «шабат». А поскольку евреи считают, что сотворение мира началось в воскресенье, получается, что седьмой день – день остановки, передышки – это суббота.

Среди заповедей, которые Всевышний передал Моше на горе Синай, была и заповедь соблюдать субботу. Что это означает?

Самое главное – в субботу нельзя работать. Запомнить нетрудно, а придерживаться приятно. Суббота – выходной день по всем законам, и ничего не делать в этот день – проще простого.

Но соблюдение этой заповеди только кажется легким. В субботу Бог завершил сотворение мира, поэтому людям запрещен любой созидательный или творческий труд. То есть труд, с помощью которого мы что-то создаём или изменяем.


Есть несколько видов работ, которых нужно избегать во время Шабата. Первая – это приготовление еды. Но ведь субботний праздничный стол – важная часть традиции! Так что еврейским хозяйкам приходится трудиться заранее, в четверг и пятницу. В субботу пищу нельзя будет даже подогреть. Если, конечно, не оставить плиту включённой с пятницы.

Ещё один запрещённый вид работы – все, что связано с изготовлением одежды. Не только шитьё и вязанье, но даже отрывание ниток или стрижка животных! Кроме того, нельзя ничего писать и строить.

Ну, хорошо, вы уже поняли – в субботу нельзя работать. А что же можно и нужно делать в субботу?

Нужно обратиться к Богу. И вообще подумать обо всем важном, прекрасном, глубоком – о том, о чем в будни нам думать обычно некогда.

Кстати, Шабат начинается ещё в пятницу вечером – сразу же, как зайдёт солнце. Праздник приходит в семью, в каждый дом. Мама зажигает субботние свечи и читает молитву. Потом, когда все садятся за стол, папа или дедушка говорит кидуш – благословение – над бокалом виноградного вина или сока. Но есть пока никто не начинает: нужно ещё произнести благословение над хлебом. Хлеб в этот день на столе не обычный, а праздничный – плетеная золотистая хала. Когда вино и хлеб благословлены, можно ужинать.


Во время субботней трапезы обычно разговаривают не о том, кто какие оценки получил в школе, и не о том, что происходит у папы на работе, и не о том, с кем поссорилась бабушка во дворе. Если это религиозная семья, папа может рассказать что-то интересное о священной книге – Торе. Но даже если ты и твои родные не очень строго соблюдают еврейские обычаи, ничто не мешает вам петь. Да-да, прямо за столом! Есть специальные субботние застольные песни, очень простые и веселые. С ними в дом и в душу приходят покой и радость.

В пятницу вечером и в субботу утром и днем мужчины приходят в синагогу. Молитвы, звучащие там во время Шабата, – особенные. Не такие, как в будние дни.

Заканчивается Шабат субботним вечером. Проводится церемония под названием Авдала. Это переводится как «разделение» и означает, что мы разделяем праздник Шабат и рабочую неделю, которая нам предстоит. Все говорят священной субботе «до свидания» и возвращаются к будничным заботам.

Для кого-то Шабат – поистине священный праздник. Но даже те евреи, которые не соблюдают всех традиций, с удовольствием покупают или пекут халу, зажигают свечи, разливают по бокалам виноградный сок, вспоминают то хорошее, что случилось за неделю, поют песни. И тогда приходит Суббота!

К абалат Шабат (буквально «прием субботы») означает встречу Субботы в пятницу вечером. Это делает вечер пятницы особенным для евреев – в особенности для еврейских семей. Совместная семейная трапеза в пятницу — это обязанность каждого, не терпящая никаких оправданий. Даже для многих светских евреев, которые долгое время не соблюдали никаких Божьих постановлений – собираться дома в Шаббат является событием величайшей важности. Это стало неотъемлемой частью еврейской культуры. Данная статья является обзором традиций и причин важности Шаббата, а также того влияния, которое он оказывает на все еврейское сообщество.

Во-первых – почему Шаббат начинается в пятницу вечером? Сама идея Шаббата впервые появляется в истории сотворения, при описании движения времени суток: «и был вечер, и было утро: день шестой». И дальше все дни описаны таким же образом, начиная с вечера. Так что, с появлением первых трех звезд на небосводе начинается Шаббат.

Традиции Шаббата

Не все семьи следуют всем этим традициям, но зажигание двух свечей и вкушение хлеба и вина является наиболее распространенной частью семейной трапезы.

1) Хозяйка дома зажигает две свечи и произносит благословение на Шаббат – таким образом представляя два упоминания десяти заповедей в Торе, которые включают в себя два постановления о Шаббате – помнить его и соблюдать.

2) Отец возлагает руки на головы каждого из своих детей и благословляет их – самая трогательная часть традиционного еврейского Шаббата, которая помогает родителям выразить и подтвердить любовь к своим детям в это особенное семейное время.

3) Семья сидит вместе за столом и глава семьи произносит «кидуш» над чашей вина. Это благословение и освящение Шаббата: «Благословен Ты, Господь, Царь вселенной, сотворивший плод виноградной лозы» . Чаша «кидуш» является напоминанием о двух различных причинах хранить Шаббат, одна – чтоб следовать Божественной модели сотворения мира за семь дней, и другая — помнить, что они были избавлены от рабства. «Кидуш» отмечает сотворение, а также чудесный исход из Египта.

4) Две булки хлеба — «халы» — традиционно преломляются с благословением: «Благословен Ты, Господь, Царь вселенной, произрастивший хлеб от земли» . Хлеб разламывается, обмакивается в соль и передается каждому члену семьи. Две булки подаются в память о двойной порции манны, которая давалась израильтянам каждую пятницу, чтоб они не собирали манну в Шаббат. Соль всегда на столе в память об отсутствии Храма, — и стол подобен алтарю в Храме, ведь на алтаре всегда была соль на жертвах.

5) Иногда поются песни или благословения, в зависимости от того, насколько традиционна семья — либо о самом Шаббате, либо по псалмам или 31 главе книги Притчей (о благочестивой жене), как похвала жене.

6) В конце трапезы часто произносится благодарение за пищу, вместе со специальным благословением для каждого вида пищи, в центре которых всегда два компонента – хлеб и вино.

Ничего не напоминает?

Как вы уже могли заметить, многие аспекты еврейского Шаббата полны мессианского значения! В частности, когда мы читаем в Послании Евреям, что Иешуа Сам является нашим покоем, и «вхождение в покой» — это путь переживания новой свободы спасения, которую мы имеем в Нем. Когда мы размышляем о том, что история Исхода повествует о выходе евреев из рабства, через избавление благодаря крови и пресному хлебу, в завет с Богом, и потом в обетованную землю, — как удивительно отмечать в традициях Шаббата параллели с грядущим спасением Мессии! Чаша «кидуш», символизирующая кровь избавления, и преломленный хлеб спасения и обеспечения, принимаемые нами до «вхождения в покой» Шаббата. Разве это не прекрасно?

«Более чем евреи хранили Шаббат, Шаббат хранил евреев»

Я люблю традиции, которые помогают почтить каждого члена семьи, а особенно тех, которые иногда не получают столько же уважения, как другие. Традиции Шаббата помогли еврейским семьям выстоять в самые тяжелые времена, во времена испытаний и преследований, на протяжении двух тысяч лет изгнания.

В то время как многие другие народы, будучи угнетаемы, жестоко мучимы и рассеяны, распались и были уничтожены этими страданиями, еврейский народ, каким-то образом, придерживаясь их Богом установленной культуры, сохранился. На самом деле, хорошо было сказано: «Больше чем евреи хранили Шаббат, Шаббат хранил евреев.”

Возлюбив Дарителя больше, чем дар

Но, к большому сожалению, со временем, восхваление Шаббата достигло богоподобного статуса. В средние века, когда христианское преследование еврейского народа было особенно жестоким, песня с названием «Леха Доди» (приди, мой возлюбленный) была написана о Шаббате будто в ожидании прихода «Царицы Субботы», и слова из Песни Песней Соломона произносились в отношении самого Шаббата. Песнь Песней рассматривается как аналогия любви Бога и Его народа, а не народа Божьего и Шаббата. Шаббат – это святой и драгоценный дар, но он не может заменить Самого Бога, и все почтение следует воздавать Творцу, а не Его дарам.

Конечно, всем людям свойственна тенденция любить (более видимые) дары вместо Того, кто дал их, но это идолопоклонство. Задумайтесь на минутку о своей жизни, и вспомните те моменты, когда вы поступаете так же. Каждый из нас участвует в этой битве по сохранению Бога в центре нашей любви и хвалы, но когда Бог не на первом месте, все идет не так. Мы упускаем самое лучшее.

Подписывайтесь:

Бог, по милости Своей, сохранил еврейский народ сильным, единым и культурно слитным на протяжении столетий не иначе как чудесным способом. Следование Его мудро данным законам и заповедям, таким, как соблюдение Шаббата, во многих отношениях сделало возможным их сохранение. Но давайте молиться, чтобы народ Израиля вновь был наполнен жаждой по Тому, Кто дал заповеди, и не удовлетворялся самими заповедями. Давайте молиться за пробуждение Его народа – за жизнь из мертвых! Молитесь вместе с нами в этот Шаббат за еврейский народ по всему миру, за откровение и спасение, и чтобы они по-настоящему «вошли в Его покой». Аминь.

Исход 20 и Второзаконие 5
http://www.chabad.org/library/article_cdo/aid/261818/jewish/A-Brief-History-of-Shabbat.htm

Израиль – светское государство, тут царит религиозная свобода. Каждый еврей в стране соблюдает Шаббат как хочет. Некоторые строго выполняют все правила, некоторые не выполняют их вообще.

Туристам соблюдать какие-либо еврейские субботние нормы совершенно необязательно, но учитывать их придется.

В отелях в Израиле

В некоторых отелях можно наблюдать интересную картину – лифты, у которых кнопки не работают. Такие лифты ездят автоматически между этажами. Это попытка соблюдать нормы Шаббата, ведь нажимать кнопки нельзя.

Обычно, только несколько лифтов в отеле работают по такому субботнему расписанию, а остальные подъемники функционируют в обычном режиме.

Иногда в коридорах и холлах отелей выключают электрическое освещение и зажигают свечи. Зажигание свечей – одна из важных традиций субботы в Израиле.

Меню в ресторанах в отелях в субботу может отличаться от обычных дней, на завтрак может не быть свежих вареных яиц или тостов.

Конечно, каждый отель сам выбирает – внедрять какие-то особенности в честь Шаббата или нет. В любом случае, все службы отелей работают нормально, вы сможете получить любую услугу.

На улицах Израиля

Главное для туристов – не работает общественный транспорт. Железнодорожное движение полностью останавливается. Автобусные линии закрываются, кроме некоторых исключений. Спрашивайте на рецепшн своего отеля о том, какие линии работают в городе вашего пребывания в субботу.

На некоторых улицах в субботу полностью запрещено движение. К счастью, таких улиц немного, следите за дорожными указателями.

В некоторых городах Израиля даже есть специальные придорожные электронные вывески, отсчитывающие время до начала Шаббата.

Такси работают, что несколько смягчает ситуацию. Но не забывайте о наценке +25% на услуги таксистов в это время.

Многие достопримечательности закрыты, и тут нет каких-то правил. К примеру, в Шаббат открыта и площадь около нее переполнена. Интересуйтесь заранее режимом работы интересующего объекта.

Все экстренные службы и медицинские учреждения в субботу работают в обычном режиме.

Практически на каждой экскурсии по Иерусалиму меня спрашивают: "Таня, что такое шабат?" Предлагают порой свои варианты, весьма ошибочные. Иногда даже проводят аналогию с шабашем. Поэтому я решила написать на эту тему для тех, кто собирается приехать в Израиль.

Шабат - это седьмой день недели, который у евреев по сути является праздником. Уже за день до Шабата евреи начинают желать друг другу "шабат шалом" то есть "мирной субботы" или "здравствуй суббота". Главное правило субботы (шабата) - человек не должен работать. Не правда ли, чудесное условие. Но все не так-то просто, поскольку, у евреев называется работой в шабат то, что у вас с ней может совершенно не ассоциироваться. Например, писать (хотя, читать можно, но религиозную литературу), или развешивать белье, или включать/выключать свет, даже шнурки завязывать нельзя. Легче сказать, что можно делать. Но то, что можно, для еврея вполне достаточно, поскольку нужно посвятить этот день Богу и семье. Вы можете подумать, что невозможно посвятить день семье, если нельзя по-человечески приготовить еду и повезти детей в парк аттракционов? Но, оказывается, куда важнее для семьи: любовь, общение и внимание. А для этого в Шабат есть все условия.

Шабат евреи встречают шабатней трапезой. Женщина зажигает свечи, муж читает благословение на Шабат, разливается шабатнее вино (похожее на кагор) либо виноградный сок, преломляется хала - специальный хлеб для Шабата. Вся семья сидит вокруг стола и встречает Шабат - общаются, кушают, поют песни. Шабат начинается с заходом солнца в пятницу и заканчивается в субботу, также, с заходом солнца. Для еврея, соблюдающего традиции, Шабат - Священный день, поэтому его не только встречают, но и провожают. Церемония называется "Авдала" от слова "отделить" - нужно отделить святой день от будней.

Шабат для еврея - одна из десяти главных заповедей, полученных Моисеем на горе Синай (читаем библию), которые необходимо выполнять. В Израиле традиция очень сильна и многие евреи соблюдают субботу.

У Шабата есть мощная философская, духовная подоплека. Существуют очень много трактовок значения Шабата. Но основа следующая:

В Библии сказано, что Господь создавал все сущее 6 дней, а на седьмой день он отдыхал от процесса созидания. "И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил (шабат ) в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал " (Быт. )

Так он завещал и евреям: "Скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это — знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас; и соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего; шесть дней пусть делают дела, а в седьмой — суббота покоя, посвященная Господу" (Исх. )

И по сей день евреи стараются по мере возможностей и желания соблюдать Священную Субботу. А значит и турист, прибывающий в Израиль и например, желающий побывать на экскурсии в Иерусалиме с гидом по Иерусалиму или без, должен учесть несколько моментов.

1. Уже в пятницу, ближе к вечеру, начинают закрываться большинство заведений в городе: магазины, рестораны, многие музеи. Откроются они либо на исходе субботы (вечером), либо на следующий день (в воскресенье).

2. Общественный транспорт в Шаббат не работает, поэтому при планировании дня нужно это учесть. Если вы остановились не в Иерусалиме и хотите приехать на экскурсию по Иерусалиму в пятницу, то планируйте первую половину дня, чтобы успеть на последний автобус до начала Шабата или приезжайте на своем транспорте (как вариант, на экскурсионном трансфере). Если у вас запланирована экскурсия в Иерусалиме на субботу - рассчитывайте либо на такси, либо заказывайте экскурсию с трансфером (удобно, не дешево), либо возьмите в аренду машину накануне и приезжайте на ней.

3. Шабатний лифт. Очень забавно слушать недоумевающих туристов, которые не подозревая того, воспользовались таким лифтом. Дело в том, что дабы не нажимать кнопку лифта в Шабат (не нарушать заповедь - не работать и не зажигать огня), были созданы лифты, которые в шабат передвигаются самостоятельно, постоянно, останавливаясь на каждом этаже. Такие лифты есть во многих израильских гостиницах и туристы порой начинают паниковать попав в него. Так вот: не паникуйте - лифт вас доставит на нужный этаж, но времени у него возьмет больше, чем обычно. Кстати, как правило, есть в гостинице и обычный лифт, для туристов - не евреев.

4. Ну и, конечно же, если вам посчастливилось побывать на экскурсии в Иерус алиме в пятницу или субботу, то обязательно посетите Стену Плача (Западную Стену). Особые, незабываемые впечатления вы получите, если будете там на кануне Шабата, часиков в 4 - 6 пополудни, в пятницу.

Кто не знает, что такое шабат ?

Здравствуй, суббота! Шабат , шалом ! – этими словами каждый еврей встречает седьмой день недели, а произносят это традиционное приветствие субботы задолго до конца недели, как бы приближая приход самого важного дня еврейской традиции.

Shabbat eve table with covered challah bread, candles

Шабат – один из семи дней недели, когда люди прекращают работу во славу Создателя. «И был вечер, и было утро» - шесть дней творения Бог строил Вселенную, он вложил в свое созидание огромную любовь, и все, что было сотворено Им, оказалось «весьма хорошо».

И наступил 7-й день. И Творец отделил 7-й день недели от всех других дней навеки, как день особенный (Берешит.2:1-3)

И повелел:

«Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякое дело твое. День же седьмой, суббота Г-споду, Б-гу твоему, не делай никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который во вратах твоих. Ибо в шесть дней создал Г-сподь небо, землю, море и все, что в них, и почил в день седьмой, посему благословил Г-сподь день субботний и освятил его» — книга Шмот 20:8-11; 31:13-17 (Исход)

Итак, уже в начале Торы Шабат определяется как кульминация творения.

Если, как говорит знаменитый еврейский мудрец Маѓарал из Праги , шесть дней творения символизируют создание физического мира , у которого есть три измерения и шесть направлений пространства, то седьмой день соответствует духовному измерению , пространству мысли и пространству сознания.

А отсюда все существующее обретает особенный смысл, духовную цель!

Поэтическими строчками Тора рассказывает о том, как Создателю, Который сотворил мир без всякого усилия, понадобилось, словно бы отстраниться от дела творения для созерцания его духовной цели.

Тем самым в мир была привнесена святость и благословение .

Иными словами, седьмой день недели открыл особенное назначение человека в этом мире : он должен постоянно напоминать себе, зачем его послали в этот мир, для какой цели он родился. И эта цель - быть миру благословением .

Сделаем наш первый вывод :

Евреи верят, что Вселенная была создана Б-гом, и празднуют возникновение Вселенной, и раз в неделю благодарят за это Создателя . Шабат есть кульминация творения. Он приносит в мир святость, дает духовное осмысление цели жизни человека. Таков первый, космический, вселенский и человеческий смысл установления Всевышним Шабата .


Вывод второй, практический
: еврейская «пропорция» и народы мира

За высокой духовностью Шабата открывается практический и крайне важный еврейский ритм человеческой деятельности: шесть дней работы - один день отдыха. Сегодня эта еврейская пропорция принята всеми цивилизованными народами и стала непреложным законом труда и отдыха во многих странах.

Шабат в еврейском доме. Церемония встречи Царицы-субботы

Три тысячи лет евреи соблюдают Шабат. Это слово происходит от «лишбот » (ивр.), что означает «прекращение деятельности», «день покоя». Не безделья, а покоя от суеты будничных дней . Это такой покой, как будто у тебя есть все, и, значит, тебе никуда не нужно спешить . Шабатом завершается еврейская неделя. Седьмой день освящен и выделен изменениями в одежде, в пище, в том, что мы делаем, и в том, как мы молимся Творцу.

К этому дню издавна евреи приберегали самые нарядные одежды и самую изысканную пищу. У последнего бедняка были свечи на субботу, вино, халы , мясо и рыба. Если у него совсем не было денег, все необходимое для шабата ему давали в синагоге.

Шабат в каждом еврейском доме : все дышит покоем и радостью, замечательным ощущением того, как хорошо быть евреем. Богобоязненный еврей никуда не ездит в субботу, не готовит еду, не пользуется электрическими приборами, не тратит денег, не курит и не пишет. В этот день он равнодушен к достижениям техники. Молчит радио, погас экран телевизора.

Спортивные игры, цирк, театральные представления, автострада - не для него.

Начало церемонии

Встреча субботы (кабалат шабат ) происходит по еврейской традиции накануне вечером в йом шиши (в пятницу) в эрев Шабат . Церемония начинается благословением света и вина . Свет и вино - ключи к этому дню. Свечи зажигает хозяйка дома не позже, чем за 18 минут до захода солнца, и произносит традиционное благословение :

Барух Ата Адонай, Элоѓейну, Мелех ѓаолам, ашер кидшану бэмицвотав вецивану леѓадлик нер шель Шабат! — « Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и заповедавший нам зажигать субботние свечи!»

Две свечи символизируют заповеди о субботе – «шмор везахор ». Шмор – охраняй, исполняй, соблюдай (Дварим .5:12); «Захор » – помни (Шмот .20:8). Всевышний повелел евреям всегда помнить заповедь о субботе. Охраняя субботнюю святость, мы показываем нашу любовь к Нему. Встреча шабата начинается с благодарения и прославления Всевышнего. Обычно читают псалмы 92, 94-98, 28, поют субботние песни: «Леха доди », «Шалом алейхем » и другие. Затем родители благословляют детей Биркат ѓабаним (Берешит .48:20, Бемидбар .6:24-26). Отец кладет руки на голову ребенка и произносит благословение: для мальчиков – «йесимха Элоѓим кеЭфраим ве кеМенаше » – «Да сделает тебя Бог подобным Эфраиму и Менаше»; и для девочек – «йесимех Элоѓим кеСара, Ривка, Рахель веЛея» – «Да сделает тебя Бог подобной Саре, Ривке, Рахели и Лее».

Эти простые и привычные детям слова наполнены теплотой и святостью .

После этого муж поет жене гимн восхваления достойной женщины Эшет хаиль – из книги Шломо Теѓилим (глава 31, стихи 10-31), в которой мужчина отдает должное хозяйке дома.

Пора за шаббатний стол!

Наступает время праздничной трапезы . Произносится благословение над виноградным вином или соком, который символизирует радость Божьего дара: Барух Ата, Адонай, Элоѓейну, Мелех ѓаолам, борэ при ѓагафен — « Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, сотворивший плод виноградной лозы» — (Теѓилим .103:15):

Две халы на субботнем столе – это напоминание о том, что накануне субботы Бог давал нашим предкам в пустыне манны вдвое больше, чем в будни. Халы накрывают белой салфеткой, как символ манны, покрытой утренней росой. Две халы говорят нам о верности Творцу. Произносится благословение над хлебом : Барух Ата, Адонай, Элоѓейну, Мелех ѓаолам, ѓамоци лехем мин ѓаарец — «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, произрастивший хлеб от земли». Теперь халу делят между всеми сидящими за столом. Во время трапезы все гости и хозяева наслаждаются общением, обсуждают темы из недельной главы Торы , поют змирот – субботние песни. Царит атмосфера любви, радости — онег Шабат: наслаждение покоем для тех, кто готовился к приходу субботы в течение недели.

После трапезы звучит Биркат ѓ a Мазон – благодарение за еду (Дварим 8:10).

В замкнутом мире … любви и счастья?!

Еврейский шабат - это не простой ритуал, и, если человек хочет выполнять его неукоснительно и результативно, шабат предъявляет к нему весьма суровые требования . Еврей, который хранит субботу, начиная с захода солнца в йом шиши и до субботних сумерек, живет, как может показаться, в своем собственном замкнутом мире . Но этот мир может быть для него очень приятным.

Вывод третий: Шабат — это строгий ритуал и чудесный семейный праздник .

Он занимает центральное место в жизни еврея. В будни много суеты, а в субботу семья всегда вместе, и дети отлично знают, что это их день. Это и день папы и мамы . Телефон не звонит. Можно вместе читать, гулять или просто наблюдать за природой. Шабат - оазис спокойствия и любви : когда Творец наполняет все пространство Дома Своей любовью, когда любовь проявляется во взаимоотношениях между мужем и женой, родителями и детьми. Соблюдающему еврею не нужны никакие разговоры о какой-то важной цели, ради которой следует соблюдать законы субботы: сами законы и есть эта важная цель.

«Шабат для верующего еврея - это ось его существования, источник его силы, бодрости и гордости » (Герман Вук).

Не случайно именно с соблюдения субботы начинается возвращение к иудаизму многих ассимилированных евреев. Многие воспринимают ограничения шабата как невыносимое бремя, но для того, кто этим ограничениям подчинился, они становятся торжественной, радостной церемонией, вошедшей в его плоть и кровь.

Шабат - это не просто выходной день.

Главный итог шабата - это шломбайт , мир в еврейском доме, радость и возвышенное настроение .

39 видов запрещенных работ. Авода и мелаха

В иврите есть два различных слова, обозначающих работу: авода и мелаха . Авода - одного корня со словом эвед , «раб». А мелаха - со словом малах , «ангел». На первый взгляд, слова эти обозначают почти одно и то же, но по значению корней ясно, что они различаются. Авода обозначает простую физическую работу, простой физический труд. Мелаха обозначает созидание, сотворение чего-то нового. В субботу запрещена именно мелаха , а не авода .

Поэтому Шабат - это не простое прекращение работы. Соблюдать шабат полностью – значит воздерживаться от любых действий, если они приводят к каким-то переменам, новшествам, улучшениям.

Мудрецы описали 39 видов запрещенных работ (млахот ) в соответствии с теми видами работ, которые были необходимы при сооружении Мишкана - переносного Храма и всего, что в нем находилось: эти виды перечислены во второй книге Торы - Шмот , в главах 25-28, 30-31, 35-40.

Мудрецы учат нас, что сам Мишкан является духовным прообразом всего мира. И именно поэтому те виды работы, которые выполнялись при его строительстве, в субботу запрещены. Подробнее об этом читайте .

Эта традиция берет начало в эпоху Моше. А виды запрещенного труда касаются основных занятий человека: приготовления пищи, шитья одежды, постройки жилищ, производства товаров и торговли. Анализ запретов на тридцать девять видов труда подробно описан в отдельном трактате Талмуда Шабат (раздел Моэд ).

Если вера в единого Б-га - это первое в иудаизме, то второе - это его здравый смысл . Поэтому все ограничения шабата отменяются при чрезвычайных обстоятельствах - болезнь или необходимость спасения человека.

Шабат и Храм

Еврейская история сложилась так, что Шабат, как святыня времени , оказался более прочным, чем святыня пространственная - Храм в Иерусалиме . Много веков назад Божий Дом был разрушен. Но по-прежнему нигде не чувствуется атмосфера шабата так, как она живет в вечном городе. В Иерусалиме к субботе все замирает, закрываются магазины и торговые центры, затихает движение на улицах. Люди торопятся закончить свои дела, спешат домой. Женщины готовят субботнюю трапезу и собирают на стол, мужчины идут в синагоги. Зажигаются традиционные субботние свечи. Шабат входит в город! Его приветствуют башни Старого города и Храмовая гора.

Шабат в Иерусалиме всегда был и остается путем к освящению жизни .

Если в течение шести дней человек забывает об источнике своей силы, то шабат напоминает ему о его Творце. Невозможно представить себе нечто другое, более важное и сильное, что больше обогащало бы окружающий мир, чем шабат во всех его аспектах. Шабат доказал силу своего воздействия на еврейский народ на протяжении многих веков.

Шабат гораздо больше хранит Израиль, чем Израиль хранит Шабат (Рабби из Гура, Сфат эмет)

Шабат и Исход из Египта. Национальный смысл праздника


Шабат
- это единственный символ иудаизма, который встречается в Десяти Заповедях. Он сформулирован в Пятикнижии дважды : в книге Шмот (Исход) и в книге Дварим (Второзаконие). В книге Дварим (Второзаконие) к уже известному закону, прочитанному нами в книге Шмот , добавлено новое указание :

«Соблюдай день субботний, чтобы святить его, как заповедал тебе Г-сподь, Б-г твой. Шесть дней работай и делай всякое дело твое. День же седьмой, суббота Г-споду, Б-гу твоему, не делай никакой работы, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который во вратах твоих, дабы отдохнул раб твой и рабыня твоя, как ты. И помни, что рабом был ты в земле Египетской, но Г-сподь, Б-г твой, вывел тебя оттуда рукою мощною и мышцею простертою, посему заповедал тебе Г-сподь, Б-г твой, установить день субботний» — Дварим .5:12-15.

Каждый народ отмечает свой национальный праздник, день своего возникновения как нации, прекращением работы и торжественными церемониями. Шабат - это еврейский национальный праздник, день, когда евреи отмечают свое возникновение как нации во время Исхода из Египта.

Евреи чтут не только Б-га-Создателя и Творца Вселенной, но и Б-га, который заботится о своих созданиях. Отсюда мы понимаем значение Исхода евреев из египетского рабства для исполнения заповеди шабата . Рабы не имеют права решать, когда им трудиться и когда отдыхать; они полностью подвластны воле своих хозяев и не владеют ни результатами своего труда, ни временем. Рабы не хозяева времени . Свобода - это, прежде всего, возможность распоряжаться своим временем.

Заключительный вывод:

Шабат для Израиля имеет особое значение, ибо Израиль стал народом на пути от рабства к свободе. Этот двойной смысл пронизывает иудейскую религию: благодарное поклонение Всевышнему и празднование особой судьбы Израиля, как свидетеля дел Господа в истории человечества.

Шабат - это постоянное напоминание человеку о сотворении мира и о возникновении народа Израиля. И в этом его значение.

Это строгий ритуал и замечательный семейный праздник.

Кто соблюдает субботу, тот постоянно помнит о сотворении мира Создателем, Исходе из Египта и самобытности еврейского народа.

Шабат навсегда останется важнейшим еврейским наследием, общим для всего еврейского народа.



Похожие публикации